Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Сухроб Курбонов, Альфа-Банк (Беларусь): «Идеально выстроенные службы контроля должны помогать компании зарабатывать»

Сухроб Курбонов, Альфа-Банк (Беларусь): «Идеально выстроенные службы контроля должны помогать компании зарабатывать» 21.07.2020

Сухроб Курбонов, директор департамента внутреннего аудита Альфа-Банка (Беларусь) и спикер Четвертой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказал CFO Russia, как работа контрольных служб влияет на развитие компании, кем может проводиться оценка эффективности этих служб и как определить ее цель.

Какие контрольные службы обычно действуют в компаниях?

Концептуально в банках на структурно-организационном уровне функционируют службы внутреннего контроля (ВК) – это основа. Далее могут быть разные компоновки. К примеру, могут быть созданы подразделения безопасности, комплаенс-контроля и т.д. Количество контрольных служб и дизайн их построения зависят от целей и стратегии, от законодательных норм и требований, от уровня зрелости организации и среды, в которой она функционирует.

Как работа этих служб влияет на развитие компании?

Мы все прекрасно понимаем, что результативность компании зависит от двух компонентов: сколько компания зарабатывает и сколько тратит (в том числе сколько теряет). Идеально выстроенные службы контроля должны помогать компании зарабатывать! Если взглянуть на это реалистично, понятно, что зарабатывают контрольные функции в основном не напрямую, а косвенно (могут обеспечить сохранность активов и ценностей; принять меры, которые позволят серьезным рискам не реализовываться, а компании тем самым – не терять; оптимизировать свою деятельность, внося лепту в сокращение затрат и т.д.). Еще один важный вопрос: «Не тормозят ли контрольные службы деятельность организации своими требованиями и условиями?» Если и над этим вопросом ведется работа, то можно как минимум зафиксировать, что контрольные службы функционируют во благо организации, делая ее более устойчивой к вызовам.

Необходимо ли проводить оценку эффективности контрольных служб?

Практически любая оценка – это благо (оценки позволяют понять состояние/эффективность той или иной функции/процесса/вопроса и определить возможные точки роста) при условии, что она грамотно спланирована, сущностно наполнена и профессионально проводится. На мой взгляд, одним из важнейших моментов – это необходимость четкого определения конечных целей, которые планируется достигнуть, и вопросов, на которые планируется получить ответы по результатам такой итерации. Цели могут быть разными, базовый пример: убедиться, что контрольное подразделение полностью выполняет возложенный на него функционал; убедиться, что функция совершенствует свою деятельность, в том числе усиливая компонент автоматизации, и оптимизирует свои расходы; убедиться, работает ли функция в соответствии с международными принципами и стандартами, и другое.

Кем может быть осуществлена оценка контрольных служб?

Четких норм, кем может быть осуществлена оценка контрольных служб, как «маст хэв» не имеется (по крайней мере, мне о них неизвестно). Такую оценку в полном или усеченном формате могут сделать четыре стороны.

Первая – регулятор. В ходе своих проверок он может предоставлять свое мнение/заключение об эффективности либо неэффективности системы внутреннего контроля (но обычно такая оценка может касаться именно системы внутреннего контроля, а не эффективности контрольных служб). Формируя логическую цепочку, можно прийти к выводу, что если регулятор оценивает систему ВК не очень высоко, то и эффективность контрольных служб подвергается сомнению.

Вторая – это внешние аудиторы, но они, как и в примере с регулятором, могут потенциально предоставлять оценку системе ВК, а не эффективности контрольных служб – если, конечно, в согласованный скоуп не будет включена оценка эффективности контрольных служб.   

Третья сторона – внутренние аудиторы, которые ввиду специфики своей деятельности должны оценивать эффективность системы внутреннего контроля, но при этом у них нет обязательств по оценке эффективности контрольных служб. Такая задача может быть принята в работу внутренними аудиторами, к примеру, по требованию совета директоров/аудиторского комитета и т.д.

Наконец, четвертая сторона – это внешний консультант/эксперт, который может быть нанят специально для оценки эффективности контрольной службы.

Осуществляет ли ваше подразделение внутреннего аудита оценку эффективности контрольных служб или системы ВК?

Мы оцениваем именно систему ВК, УР (управление рисками), и т.д. Проверки эффективности контрольных служб считаем на текущий момент не совсем сущностно необходимыми. Концептуально (из-за структуры и содержания нашего отчета) менеджмент и/или иные заинтересованные стороны могут понимать состояние системы ВК, и при необходимости проверки/оценки эффективности контрольных служб нам может быть дано задание вовлечься и осуществить такой проект.

Какие выгоды приносит оценка эффективности контрольных служб и системы ВК?

Выгод может быть много. К примеру, оценка помогает выявлять узкие места, которые нужно либо реанимировать, либо перестраивать; позволяет понять степень совершенства функционирующих контрольных подразделений; уровень их автоматизации; скорость реагирования на инцидент; определить, насколько контрольные службы помогают в митигации рисков; насколько контрольные службы самоокупаемые и так далее. Важный момент: какой философии придерживается компания – это тотальный контроль либо рациональный принцип и подход? Исходя из таких постулатов, в том числе выстраивается деятельность контрольных служб и впоследствии может оцениваться их эффективность.

Задать свои вопросы Сухробу и узнать больше об опыте Альфа-Банка вы сможете на Четвертой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 24 июля 2020 года.

Алиса Попова


Комментарии