Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Александр Кулягин, Pharm-Portal.ru: «Качественное управление информацией о товаре дает дополнительно около 3,5% валового дохода от продаж»

Александр Кулягин, Pharm-Portal.ru: «Качественное управление информацией о товаре дает дополнительно около 3,5% валового дохода от продаж» 29.06.2020

Александр Кулягин, коммерческий директор Pharm-Portal.ru и спикер Третьей конференции «Информационные технологии в фармацевтике: фармацевтическая отрасль на пути к цифровой трансформации», рассказал CFO Russia о том, какой должна быть современная PIM-система в фарме.

Что такое PIM и для чего он нужен компаниям?

PIM – это аббревиатура от Product Information Management – система управления информацией о товарах, в том числе в каналах сбыта. Основное назначение PIM-системы – обеспечивать корректной и актуальной информацией о товаре всех участников бизнес-процессов, внешних и внутренних, от производственной площадки до конечного потребителя. Если рассматривать систему с точки зрения IT, то PIM является источником мастер-данных, от которых зависит корректная работа любой информационной системы. Этот класс IT-систем получил распространение на FMCG-рынке, опыт их использования оказался удачным и был заимствован другими рынками.

Какие требования к PIM-системе предъявляет современный фармацевтический рынок?

Прямое заимствование системы c другого рынка чаще всего невозможно. И фармацевтический рынок не стал исключением из этого правила. Перечислю основные, но не единственные причины, по которым PIM-система требует адаптации.

Во-первых, по понятным причинам рынок обладает специфической государственной регуляторикой, и PIM-система должна эти регуляторные требования учитывать и поддерживать. Во-вторых, лекарственные препараты как товар обладают уникальной и сложной атрибутивной моделью. В-третьих, на рынке до сих пор не сформировался единый стандарт описания ЛП в IT-системах, что создает существенные сложности при идентификации упаковки (SKU) в разных информационных системах.

Расскажите вкратце, в чем сегодня заключается проблематика идентификации ЛП в IT-системах?

Когда-то давно, в докомпьютерную эпоху, на фармацевтическом рынке сложилась определенная форма записи и описания упаковки ЛП. Например, «Парацетамол таб. 200 мг. № 40». На тот момент информации, содержащейся в такой записи, было достаточно для нормальной работы всем участникам рынка. Рынок развивался и усложнялся, появлялись новые процессы, параметры и характеристики. И теперь информации в такой записи недостаточно. На этом же примере: «Парацетамол таб. 200 мг. № 40» – это упаковка 4 блистера по 10 таблеток? Или 2 стрипа по 20 таблеток? Или одна полимерная банка на 40 таблеток? Непонятно. А от типа первичной упаковки может зависеть температурный режим хранения, сроки годности и т.д. Если упаковку нельзя четко идентифицировать – невозможно корректно привязать к ней фото, инструкцию, описание для потребителя и другие данные, это влечет за собой уже юридические риски, связанные с предоставлением неполной/недостоверной информации потребителю при дистанционной торговле.

Также сложности возникают у любого участника рынка при попытке автоматизировать текущие бизнес-процессы, связанные с регуляторными требованиями. Например, для РУ ЛСР-001340/07 в ГРЛС существует одна запись: 500 мг+500 мг -1 г -флаконы -пачки картонные.

А записей в реестре ЖНВЛП три, цены у них отличаются, и появился дополнительный параметр в виде емкости флакона:

·         500 мг + 500 мг -флаконы 20 мл (1) – предельная цена 600.25

·         500 мг + 500 мг -флаконы 30 мл (1) – предельная цена 590.00

·         500 мг + 500 мг -флаконы 100 мл (1) – предельная цена 590.00

При ручной работе с реестрами проблем не возникает. Но при попытке автоматизировать эти процессы будет невозможно корректно связать запись ГРЛС с тремя записями реестра ЖНВЛП. PIM-система должна учитывать подобные кейсы и поддерживать корректную связь SKU из разных источников, а также правильно стыковаться с данными в системе пользователя.

Как экосистема Pharm-Portal.ru помогает избежать ошибок, связанных с проблемами идентификации ЛП? Какой эффект она дает?

Мы разработали такую атрибутивную модель и набор параметров уникальной SKU, которые позволяют однозначно идентифицировать любую упаковку в любой информационной системе регуляторов рынка. На базе ГРЛС мы создали единый номенклатурный справочник и ежедневно его синхронизируем. Этот справочник содержит все возможные варианты упаковок, допущенных к обращению в стране. По сути, это мастер-данные для любых информационных систем и любых бизнес-процессов, связанных с оборотом ЛП на рынке.

Корректные мастер-данные и отсутствие ручных операций в этой системе существенно снижают риски ошибок при работе с регуляторными информационными системами. Например, есть прецеденты, когда аптеки штрафовали на суммы от 500 тыс. до 1 млн руб. за то, что они не сняли с продажи ЛП, РУ на который был отозван. Но вряд ли со стороны аптеки был какой-то умысел, скорее всего, это человеческая ошибка. Ровно так же может измениться температурный режим, рецептурность, признак ЖНВЛП, цена реестра ЖНВЛП и т.д. Обо всех этих изменениях аптека должна вовремя узнать и реагировать. Наша система позволяет сделать это автоматически.

Еще одна зона риска – дистанционная торговля, а точнее риск неполной или недостоверной информации о препарате на сайте аптеки. Цена ошибки в этом случае может быть очень высокой. Законом, не говоря уже о штрафах и отзыве лицензии, предусмотрена даже уголовная ответственность. Правда, реальных случаев мы еще не знаем, но риск есть. Наша система минимизирует и этот риск, так как имеет двухуровневую верификацию данных – со стороны регуляторных информационных систем и со стороны производителей, которые дополняют информацию о своих препаратах в нашей системе (фото, инструкции, описание и т.д.).

Наша система – это тот редкий случай, при использовании которой и аптеки, и производители оказываются в ситуации win-win. Аптекам и другим участникам рынка нужна достоверная информация о препаратах в их ассортименте. Производителям это тоже выгодно, ведь, по данным консалтингового агентства AT Kearney, качественное управление информацией о товаре дает производителю дополнительно в среднем около 3,5% валового дохода от продаж.

Алиса Попова



Комментарии