Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Раиса Карасева, «Черкизово»: «Компаниям целесообразно создавать подразделение или группу сотрудников для проверки контрагентов»

Раиса Карасева, «Черкизово»: «Компаниям целесообразно создавать подразделение или группу сотрудников для проверки контрагентов» 11.02.2020

Раиса Карасева, руководитель службы налогового направления «Черкизово» и спикер Шестнадцатой конференции «Корпоративное налоговое планирование», рассказала CFO Russia о налоговых проверках контрагентов в рамках налогового комплаенса.

В чем особенность налоговых проверок контрагентов в рамках налогового комплаенса?

Налоговая проверка контрагента – важная часть налогового комплаенса. Статья 54.1 Налогового кодекса фактически требует от налогоплательщиков убедиться, что работы (услуги) выполняет (оказывает) ему именно то лицо, которое указано в договоре, либо лицо, которому переданы соответствующие обязательства по договору или закону. Невыполнение данного требования (то есть фактическое выполнение договорных обязательств лицами, привлечение которых не имеет правовых оснований) с высокой степенью вероятности приведет к претензиям со стороны налоговых органов.

В какие этапы происходят налоговые проверки контрагентов в «Черкизово»?

Налоговую проверку контрагентов можно разделить на два основных этапа. Первый – проверка соблюдения контрагентом базовых требований как добросовестного субъекта хозяйственной деятельности. Второй этап – проверка контрагента по обязательствам, которые станут предметом договора с ним.

Какие показатели вы проверяете?

Показатели, на которые мы обращаем внимание, очень разнятся в зависимости от предмета сделки с контрагентом. Например, если он планирует оказывать нам транспортные услуги, то оцениваем наличие у него собственного или арендованного транспорта, а также водителей в штате. Очевидно, что при проверке контрагента, у которого планируем закупать зерно, мы будем обращать внимание на другие факторы.

С какими сложностями сталкивается компания при налоговых проверках контрагентов в рамках налогового комплаенса?

Трудностей достаточно много. К примеру, часто компании, которые занимают монопольное положение в регионе, отказываются предоставлять необходимые для проверки документы. Некоторые контрагенты считают, что представлять документы, которые обосновывают полномочия «подписанта» договора, достаточно. Приходится работать с такими компаниями, объяснять им нашу политику и необходимость предоставления документов, которые подтверждают их фактическую возможность оказать нам услуги, являющиеся предметом договора.

Какими советами Вы можете поделиться с компаниями относительно проведения налоговых проверок контрагентов?

Прежде всего, советуем относиться к таким проверкам со всей внимательностью и серьезностью. Минимальная проверка уставных документов контрагента и его полномочий – это далекое прошлое. В настоящее время задача налоговой проверки контрагента – убедиться не только в его налоговой добросовестности, но и в наличии у него ресурсов, которые необходимы для выполнения договора.

Для этого компаниям целесообразно создавать подразделение или группу сотрудников, в обязанности которых будет входить исключительно проверка контрагентов. На мой взгляд, такие затраты организации абсолютно оправданны, поскольку существенно снижают ее риски в ходе выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Задать свои вопросы Раисе Карасевой и узнать больше об опыте «Черкизово» вы сможете на Шестнадцатой конференции «Корпоративное налоговое планирование», которая состоится 12-13 марта 2020 года в Москве.

Мария Кириченко


Комментарии