Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Facebook: эмоциональное цунами для инвесторов

19.06.2012

Волна эмоций, сопровождавшая IPO, позволила Facebook выручить рекордные $16 млрд – с точки зрения привлечения средств это несомненный успех. В то же время, частные инвесторы, скупившие акции по цене первичного размещения, оказались в серьезном минусе. В целом размещение акций Facebook стало самым провальным за последние десять лет среди крупнейших IPO в США.

Эйфория вокруг выхода соцсети на биржу была небывалой – миллионы простых людей хотели получить хотя бы небольшой "кусочек" компании, которая олицетворяет собой будущее Интернета, – даже несмотря на неубедительные финансовые показатели и невнятные планы по развитию.

В преддверии IPO и сразу после размещения Facebook сделал несколько эффектных шагов "на публику" – купил фотосервис Instagram и соцсеть Glancee, анонсировал магазин приложений, запустил фотоприложение и намекнул на выпуск собственного смартфона к концу этого года. Появились слухи и о планах Facebook приобрести компанию–разработчика браузера Opera. Однако вопрос о том, что все это даст Facebook, и как гигант индустрии соцсетей будет развивать данные сервисы, пока остается открытым.

Имидж и реальность

Начало торгов акциями Facebook состоялось 18 мая. Ожидания были столь радужными, что за неделю до этого объем размещаемых акций был увеличен на 25% — до 421,2 млн, а объявленная цена акций выросла с первоначальных $28-35 до $34-38.

В первый день торгов бумаги Facebook торговались в диапазоне $38-45, не опускаясь ниже цены первичного размещения. Скачок до $45 был достаточно предсказуем, так как повторял обычную динамику начального этапа торгов других интернет-компаний.

Самое интересное началось на следующий день, когда акции рухнули на 11%. Всего за три недели торгов бумаги Facebook лишь пять раз закрывались в плюсе.

После столь плачевного дебюта всем участникам рынка, в том числе мелким "вкладчикам", стало понятно, что покупка акций крупнейшей соцсети представляла огромный риск. Мелкие инвесторы обвиняют организаторов размещения и сам Facebook в недостатке информации о финансовых показателях перед IPO. Поступают свидетельства против андеррайтеров, которые снизили свои оценки выручки Facebook в середине процесса IPO. Как утверждается, они проинформировали институциональных инвесторов, но не розничных клиентов.

Однако даже если какая-то информация не была предоставлена в полном объеме, и без этого было понятно, что оценка стоимости Facebook слишком завышена. Простых инвесторов привлекали не сухие цифры, а имя компании, ее впечатляющий рост, и, самое главное – элементарная "принадлежность" к ней, так как многие из них являются пользователями соцсети. Логика тут была простой: сайт, растущий такими темпами и привлекающий такое внимание, просто обязан много стоить.

Народ против инсайдеров

Обычно для розничных инвесторов выделяются порядка 20% от размещаемых акций. По некоторым данным, на IPO Facebook такие инвесторы купили в районе 25% акций. Неудачное начало торгов вскоре заставило многих из них в срочном порядке избавляться от этих бумаг, не оправдавших надежд на быстрый и большой заработок. Крупные институциональные инвесторы наверняка воспользовались этим, купив бумаги Facebook по цене ниже уровня размещения.

Многие частные инвесторы в результате посчитали себя обманутыми, так как не получили той информации, которой владели инсайдеры сделки. Однако эти игроки забывают о том, что изначально приобретать акции на IPO – это всегда большой риск. Нынешний рынок IPO, контролируемый несколькими крупными игроками, существует лишь ради выгоды трех основных групп.

Во-первых, это сами инвестиционные банки, которые получают миллионы долларов комиссионных за организацию первичного размещения независимо от того, растет цена акций или падает. Во-вторых, это большие институциональные партнеры, которые ежедневно платят за использование различных услуг. Их интересы тоже должны быть удовлетворены, поэтому им иногда предоставляется инсайдерская информация о компании, которую, естественно, не получают мелкие инвесторы. Чтобы IPO было выгодным для брокерских клиентов, организаторы размещения создают дисбаланс между спросом и предложением, удерживая цену размещения на существенно более низком уровне, чем определяет баланс спроса и предложения при открытии. В результате лучшие клиенты получают акцию, которая в течение первых часов или даже минут резко подскакивает вверх на 20-50%, после чего продается с астрономической годовой доходностью. Третью группу представляют сами компании, которые выходят на биржу. Фирмы с Уолл-стрит хотят, чтобы клиент был доволен – это всегда пригодится для будущего сотрудничества и получения новых комиссионных за вторичные размещения, выпуск долгов, организацию сделок по слиянию и поглощению и т.д.

Понятно, что в этот список важнейших игроков на рынке IPO мелкие розничные инвесторы никак не попадают – реальность такова, что их интересы картелю гигантов Уолл-стрит совершенно безразличны.

Золотое время рекламодателей

Сейчас Facebook пытается рассеять опасения инвесторов по поводу своего дальнейшего развития. Акцент сделан на кормильцев-рекламодателей: для них упрощен доступ к максимально большому числу мобильных пользователей. Руководство соцсети, почувствовав в последние месяцы замедление темпов роста выручки, разрешило маркетологам разрабатывать рекламу, предназначенную специально для мобильной версии сайта. Кроме того, Facebook позволит рекламодателям напрямую размещать объявления в новостных лентах пользователей.

Оба нововведения представляют собой существенные изменения в политике компании, до сих пор ограничивавшей присутствие маркетологов в отведенных для них границах. Ранее рекламодатели могли оплатить широкую категорию так называемых "спонсорских историй" (рекламных объявлений, появляющихся на сайте), но таких глобальных возможностей у них не было.

Facebook принадлежит ко второму из трех поколений современных интернет-компаний. Первое поколение – порталы, служившие для поиска и организации большого потока веб-контента, например, Google и Yahoo. Второе поколение зарабатывает деньги на социальных сетях. Третье состоит из компаний, единственной целью которых является предоставление услуг на мобильных устройствах. Монетизировать мобильных пользователей столь успешно, как в привычной уже сфере соцсетей, Facebook будет крайне сложно – тут показателен пример Google, который отчаянно пытается выйти на рынок соцсетей.

Очередной "пузырь"

IPO Facebook стало ярким феноменом, при котором ожидания опережают реальность, а действия инвесторов основаны по большей части на эмоциях и вере в то, что понятия "большой" и "успешный" можно считать синонимами. Нельзя не отметить и блестящую работу маркетологов, грамотно "раскрутивших" выход соцсети на биржу.

При этом, оценивая объективные биржевые перспективы Facebook, нужно учитывать, что простая погоня за количеством пользователей не поможет руководству компании увеличивать прибыль. Тем более, что во многих развитых странах аудитория сайта уже приближается к точке насыщения.

Здесь напрашивается аналогия с "пузырем" доткомов, который лопнул чуть более десяти лет назад. Но многие участники рынка уже забыли, как акции этих компаний, не имеющих ни прибыли, ни внятной стратегии развития, росли как на дрожжах – только для того, чтобы потом обрушиться, оставив поверивших в них инвесторов "у разбитого корыта". Тогда сектору высокотехнологичных компаний, занимающихся онлайн-коммуникациями и коммерцией, тоже прочили неограниченные возможности, которые до конца пока непонятны.

Ажиотаж вокруг Facebook олицетворяет возвращение к мышлению "в этот раз все будет по-другому" и в очередной раз доказывает его ошибочность. Что, как показывает история, отнюдь не мешает следующим поколениям наступать на те же грабли, которыми уже получили по лбу их предки.

Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu

http://www.rosbalt.ru/business/2012/06/14/992582.html


Комментарии