Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Первой конференции «Корпоративное казначейство» (день 2)

22.06.2012

19-20 апреля состоялась Первая конференция «Корпоративное казначейство», организованная порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнерами мероприятия выступили компании Basware и ЦФТ. Предлагаем вашему вниманию отчет о втором дне конференции.

В рамках двухдневной конференции выступило 14 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний («Аэрофлот», re:Store Retail Group, Интер РАО ЕЭС, «Рольф» и другие).

День 2

СажинВторой день конференции открыло выступление Максима Сажина, финансового директора компании Henderson, который рассказал о выборе эффективной схемы управления наличными потоками. При управлении денежными потоками, по словам Максима, компания придерживается четырех принципов: информативная достоверность, эффективность, ликвидность и сбалансированность. Цель оптимизации состоит в том, чтобы привести денежные потоки в соответствие с описанными выше принципами, а также обеспечить рост чистого денежного потока. Сажин уделил внимание и каждому объекту оптимизации. Подытоживая свой доклад, он отметил, что при выборе эффективной схемы управления наличными потоками компания отталкивается от:

  • целей (задачи, поставленные акционерами на временной горизонт до 5 лет);
  • факторов, влияющих на денежные потоки, внешних и внутренних;
  • процессов по синхронизации и балансирования входящих и выходящих потоков, включая излишки и нехватку ликвидности;
  • реальных действий по оптимизации денежных потоков.

ПереверзевДалее Николай Переверзев, управляющий директор компании «Ангстрем», акцентировал внимание участников конференции на управлении ликвидностью в условиях кризиса. Он отметил, что в современных условиях практически все аспекты финансовой деятельности могут генерировать угрозу потери ликвидности. Поэтому необходима система наблюдения «кризисного поля», которая должна строиться с учетом вероятности угрозы путем выделения наиболее существенных объектов по этому критерию. В свою очередь, управление ликвидностью начинается с момента согласования и подписания договора, накладывающего на компанию определенные обязательства. А контроль лимитов использования бюджетных статей должен производиться с учетом суммы договоров, находящихся на стадии согласования.

В качестве практических инструментов управления ликвидностью Николай выделил критерии оценки приоритетности платежей, матрицу Ансоффа, структуру оборотного капитала, анализ активной номенклатуры, продуктово-рыночную матрицу и др. Последняя, по его словам, позволяет уточнить понятие клиентов фирмы и ее продуктов и услуг, предлагаемых разным клиентам; классифицировать продукты по объемам продаж и уровню доходности, а также понять, какие виды продукции следует развивать, а какие сокращать. Кроме того, продуктово-рыночная матрица дает возможность сбалансировать такие важнейшие аспекты бизнеса, как риски, денежные потоки, обновление и отмирание продукции и т.д.

Василий Тимофеев, начальник отдела управления ликвидностью департамента финансовых операций «Аэрофлота», поделился опытом повышения качества управления ликвидностью при помощи автоматизации казначейских функций. Последнее было проведено на базе единой ERP-системы и затронуло пять основных процессов. Тимофеев подробно рассказал о полученном результате. Так, автоматическая маршрутизация платежей позволила одновременно обрабатывать платежи в российских рублях и иностранной валюте, отображать расчетные остатки на счетах в режиме реального времени и остатки по выпискам, а также объединять группы платежных документов в один, либо разделять один платежный документ на несколько. Благодаря автоматизации стало возможным осуществлять планирование cash flow на неограниченный период путем резервирования денежных средств структурными подразделениями через планируемые денежные потоки в ERP-системе. В части прогноза ликвидности, как отметил Василий, у компании теперь есть актуальная информация об остатках на банковских счетах, доступно автоматическое построение план-фактного отчета ликвидности в широком спектре аналитик, а также своевременное определение кассовых разрывов или избытка денежных средств на счетах. Кроме того, система обеспечивает унификацию процесса сопровождения сделок по привлечению кредитов, размещению депозитов, конверсионных операций, финансового лизинга и приобретения ценных бумаг.

Тимофеев

Об инициативе создания Ассоциации корпоративных казначеев рассказал Владимир Козинец, директор департамента казначейства и управления рисками «Рольф». Он отметил ряд проблем, с которыми сталкиваются руководители казначейств российских компаний. Среди них – отсутствие показателей оценки эффективности деятельности департамента, низкий уровень автоматизации операций и недостаток инструментов управления финансовыми рисками. Создаваемая ассоциация, по его словам, ставит перед собой следующие цели:

  • разработка единых стандартов в области казначейской функции и использование их в ежедневной практике;
  • повышение квалификации и получение специализированной сертификации в области казначейства и корпоративных финансов;
  • представление общей позиции корпоративных казначеев перед финансовым сообществом и регулирующими органами.

Кроме того, ассоциация станет единой площадкой для обмена опытом в форматах встреч, форумов, конференций и профессиональных премий.

Затем Ольга Шакирова, директор департамента финансового контроля компании «Детский мир – Центр», затронула вопрос повышения уровня автоматизации казначейских процессов. Среди задач, которые ставила компания при автоматизации, Ольга выделила следующие:

  • установление полного контроля над состоянием взаиморасчетов холдинга;
  • снижение операционных рисков при формировании платежных документов;
  • проведение оперативного план-фактного анализа cash flow холдинга;
  • обеспечение необходимых аналитик в учетной системе (статья ДДС, ЦФО, МВЗ и пр.).

Автоматизировать, по ее словам, важно и нужно такие функции казначейства, как контроль состояния взаиморасчетов на основании отчета о дебиторке/кредиторке и расчета графика платежей по условиям договоров; контроль платежной позиции по расчетным счетам в режиме online; формирование платежных документов (в рублях и валюте) на основании заявок и др. Именно эти функции были успешно автоматизированы в «Детский мир – Центр».

Вопрос эффективного управления ликвидностью звучал на конференции довольно часто. Еще раз о нем напомнил Сергей Исматов, руководитель казначейства компании «СТС Медиа». Он рассказал, что до предпринятых компанией изменений работа велась более чем с 5 банками, средства были разбросаны по разным счетам, а операционные издержки были достаточно высокими. Такая ситуация не позволяла эффективно управлять ликвидностью, поэтому компания на основе централизованного казначейства выстроила систему прогнозирования денежных потоков, схему движения денежных средств, овердрафт и управление денежными средствами на расчетных счетах банка. Благодаря предпринятым действиям удалось получить более высокие процентные ставки для больших депозитов. Свободных денежных средств на банковских счетах теперь не остается – все средства размещены, а недостаток денежных средств покрывается за счет овердрафта. Сэкономить на затратах на овердрафт помогает краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование денежных потоков.

В заключение конференции Евгения Лесняк, руководитель казначейства компании re:Store Retail Group, уделила внимание способам сокращения затрат на обслуживание казначейских операций. Для того, чтобы минимизировать эти затраты, по словам Евгении, в компании был проведен ряд мероприятий. В числе первых действий были рассчитаны нормативы в процентном отношении к выручке, так как большинство затрат было связано с розничными расходами. Также были учтены региональные особенности и специфика каждого бренда.

Большую работу компания провела и по анализу структуры затрат. В re:Store Retail Group они выделены в три категории: кредитный портфель, РКО и розничные затраты. По мнению Лесняк, затраты на содержание кредитного портфеля можно сократить благодаря поручительству, залогу, возобновляемой кредитной линии и других инструментов. Среди способов сокращения затрат на РКО она отметила сведение к минимуму количества расчетных счетов, накопление и объединение счетов на оплату для одного контрагента и разделение пополам с контрагентом комиссии по валютным платежам.

Благодаря проведенной работе по минимизации ставки по эквайрингу компании удалось сэкономить за год около 13,5 миллионов рублей. Евгения Лесняк также отметила, что с банками важно и нужно обсуждать возможность снижения тарифов, в том числе на инкассацию.

Снежана Дормидонтова


Комментарии