Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Максим Козлов, МТС: «BI-система позволяет анализировать практически любой массив данных»

Максим Козлов, МТС: «BI-система позволяет анализировать практически любой массив данных» 18.12.2019

Максим Козлов, начальник отдела ИТ-аудитов МТС и спикер Третьей конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказал CFO Russia, как развивать методы сбора аналитической информации для задач внутреннего аудита.

Как давно в МТС развивают методы сбора аналитической информации для задач внутреннего аудита? Что послужило этому причиной?

Последние несколько лет компания активно развивается и трансформируется, приобретает такие новые направления бизнеса, как FinTech, системная интеграция, продажа билетов и так далее. Параллельно с активным ростом развиваются и информационные системы, увеличивается объем данных, которые мы обрабатываем и анализируем.

Соответственно, службе внутреннего аудита также необходимо перестраиваться под новые реалии. Поэтому с 2018 года внутри службы внутреннего контроля у нас действует инициатива по развитию специальных навыков и методов анализа информации. До этого мы использовали традиционные методы: анализировали массив данных на основе выборок. С развитием аналитических методов мы постепенно отходим от этого и анализируем полный массив информации.

Еще одна причина развития аналитических методов – мы решили, что не должны замыкаться на сотрудниках, которые обладают навыками в ИТ. Мы хотим, чтобы каждый работник с минимальным набором навыков программирования мог обрабатывать любой массив информации, который ему необходим для решения рабочих задач.

Какие инструменты и методы сбора аналитической информации для задач внутреннего аудита вы используете? По каким принципам их отбирали?

Вначале перед нами стояла задача свести несколько источников данных в один, чтобы аудитор мог делать анализ более наглядно, вдумчиво, не переключаясь с одного источника на другой.

Для сбора аналитической информации мы начали использовать BI-систему. Она позволяет специалистам анализировать практически любой массив данных, тогда как ранее мы не могли делать подобный анализ из-за технологических ограничений. Например, в Excel есть ограничения по обработке данных, или аудитор может не обладать достаточными знаниями и навыками по построению запросов в хранилище данных.

По каким принципам вы отбирали инструменты и методы сбора аналитической информации?

Во-первых, нам была важна дружелюбность интерфейса для конечного пользователя. Есть функциональные системы, которые могут выполнять любые задачи, но их интерфейс перегружен: они больше подходят аналитикам, нежели бизнес-пользователям. Нам как раз нужен был простой интерфейс, чтобы снизить порог «прохождения» неподготовленного персонала в аналитические системы.

Для обучения работе с системой часть сотрудников прошла внешние курсы обучения. Для оставшихся работников мы проводили обучение собственными силами. Теперь сотрудники могут самостоятельно анализировать данные, настраивать несложные аналитические процедуры.

Кроме того, нам была важна простота работы системы. BI-система позволяет свести навыки программирования к минимуму: каждый сотрудник может самостоятельно загружать данные из различных источников, обрабатывать их и демонстрировать результаты.

Так как у нас множество информационных систем, мы искали систему с возможностью интеграции, чтобы загружать данные из разных источников. Также мы оценивали скорость работы системы.

Какой эффект получает компания от развития методов сбора аналитической информации для задач внутреннего аудита?

Прежде всего, аудиторы стали затрачивать меньше времени на выполнение аудиторских процедур. Например, ранее для выполнения процедуры по структурированию данных требовалось несколько дней: нужно было получить данные, потом их обработать, построить выборку и проанализировать. Сейчас благодаря автоматизированным методам мы тратим на ту же процедуру менее одного дня.

Другой эффект проявляется при написании аудиторских отчетов. Аналитический подход позволяет предоставить заинтересованным сторонам доступ к моделям анализа, и любое из подразделений может рассмотреть модель данных под тем углом, который им интересен. «На основе чего был сделан этот вывод? Что повлияло на это решение?», – использование аналитических подходов помогает в этом разобраться. Это очень удобно и позволяет ответить на максимальное количество вопросов любого потребителя отчетов.

Задать свои вопросы Максиму Козлову и узнать больше об опыте МТС вы сможете на Третьей конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 24 января 2020 года в Москве.

Мария Кириченко

Наши конференции:


Комментарии