Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Жизнь после IPO

Жизнь после IPO 28.02.2012
Популярная социальная сеть LinkedIn не обращает внимания на сиюминутную шумиху – она занята закладкой фундамента для долгосрочного роста. Предлагаем вашему вниманию интервью с финансовым директором LinkedIn Стивом Сорделло.

На первый взгляд, Стив Сорделло мало чем отличается от большинства топ-менеджеров Кремниевой долины. Он занял высокий руководящий пост в интернет-компании в возрасте 31 года (хотя в любой другой отрасли такого руководителя сочли бы очень молодым, если не сказать «желторотым юнцом»). Тогда, в 2001 г., Стив стал финансовым директором поискового сервиса Ask Jeeves, акции которого котировались на бирже. В настоящее время он занимает ту же должность в LinkedIn – социальной сети для деловых контактов, где работает с 2007 г. 
 
Однако у него есть одна любопытная особенность. Непонятно по какой причине – то ли в силу природной предрасположенности, то ли в силу обстоятельств – Сорделло всегда оказывался на посту финансового руководителя в непростые для его работодателей времена. Например, он начал работать в Ask Jeeves именно в тот момент, когда лопнул «пузырь доткомов». Из-за этого ему пришлось активно заниматься реструктуризацией, сокращением штатов и реализацией активов, не говоря уже об успешно проведенной сделке по продаже компании. А одногодичный период работы в TiVo совпал с наиболее бурным ростом, кроме того при нем компания впервые достигла квартальной прибыльности. 
 
В мае прошлого года LinkedIn стала первой крупной социальной сетью, которая вывела свои акции на биржу, и Сорделло снова внезапно оказался на посту, сулящем немало испытаний: финансовый директор компании, только что прошедшей IPO. Однако Сорделло не предвидит никаких сложностей и серьезных перемен в своей работе. С его точки зрения, навыки успешного финансового руководителя «выходят далеко за рамки умения успешно провести IPO: успех зависит от того, как велись дела компании ранее». Недавно Сорделло поделился своими взглядами на Уолл-стрит и роль социальных сетей, а также рассказал о проблемах, которые в настоящее время стоят перед LinkedIn. 
 
Цена на ваши акции меняется с головокружительной быстротой. Как вы к этому относитесь? Подобно инвестору с большой долей в LinkedIn: то ликуя, то впадая в уныние с каждым колебанием за прошедший день? 
 
Ни в коей мере. Волатильность в текущей ситуации вполне ожидаема. Кроме того, мы нацелены на очень долгосрочную перспективу. Так, например, весьма существенный процент выручки от продаж уходит у нас на исследования и разработки. 
 
Как вы думаете, Уолл-стрит понимает подобную долгосрочную направленность, равно как и то, что вообще представляют из себя социальные сети? 
 
Что касается долгосрочной направленности, думаю – да. Спрос на наши акции был очень высоким, поэтому у нас была возможность распределить их между инвесторами, смотрящими далеко в будущее. 
 
Что же касается взгляда на социальные сети, то сейчас понимание их роли растет. Я только что проводил мероприятие для клиентов и могу сказать, что они очень хорошо осознают пользу, которую приносят наши решения в области подбора персонала. Помимо этого, они начинают понимать, какие именно преимущества дает членство в LinkedIn, а также то, что сотрудники, участвующие в социальных сетях, с течением времени становятся более результативными и успешными. 
 
Вы работали в Ask Jeeves, хотя и не в роли финансового директора, в 1999 г., когда акции компании вышли на биржу. Не могли бы вы сравнить этот период с недавними событиями в LinkedIn? 
 
Здесь едва ли можно проводить какие-то параллели. В те времена множество компаний выводили акции на биржу, не будучи к этому готовыми. Я пришел в Ask Jeeves почти перед самым IPO, поэтому не мог принять сколько-нибудь серьезного участия в процессе. Однако я быстро обнаружил, что делать этого не стоило. У компании не было шансов достичь обещанных цифр уже в первом же квартале, а она даже и не подозревала об этом. Сейчас рынок изменился. Компании выходят на биржу, будучи гораздо более крупными и солидными. И потом, для LinkedIn главное – это участники, а не демонстрация роста выручки. 
 
С какими рисками сталкивается LinkedIn в настоящее время? 
 
Основной риск для каждой интернет-компании связан с тем, что события развиваются очень быстро. Многие пытаются урвать от вас кусок или «обскакать» вас. Преимущество LinkedIn – в масштабе. Число наших участников на данный момент достигает 130 миллионов и растет со скоростью 2 участника в секунду. Так что, с моей точки зрения, наш главный риск сейчас лежит, скорее, в области совершаемых нами действий. У нас так много возможностей, что можно взяться за миллион дел сразу и выполнить каждое из них, скажем, лишь на 20%. В прошлом мы уже поплатились за это. Теперь же, исходя из горького опыта, мы принимаемся за меньшее количество дел, но зато выполняем их на все 100%. 
 
Как вы подходите к набору команды финансовых специалистов? Исходите из того, каков будет размер компании через пару лет, или же стараетесь не раздувать штат, набирая новых сотрудников по мере необходимости? 
 
Скорее, первое. Нам нужна команда, отвечающая предполагаемому масштабу компании на следующем этапе её существования. Перед тем, как я сюда пришел, было принято решение перейти с QuickBooks на ERP-систему среднего уровня. Но я сказал «нет», поскольку мы намерены стать компанией-миллиардером, и я против перехода на новые системы в течение ближайших полутора лет. Аналогичный подход у меня и к команде. Вместе с тем, некоторые сотрудники эффективны лишь на определенных этапах развития компании, а потом приходит время, когда квалификацию персонала необходимо повышать. Да, кстати, я сейчас как раз ищу новых сотрудников. Компания растет, и нам нужен новый финансовый управляющий и налоговый специалист. 
 
У большинства социальных сетей уходят годы на то, чтобы начать получать прибыль – несмотря на их оценочную стоимость. А как у вас обстоят с этим дела? 
 
Наши возможности монетизации вызывают у нас большой оптимизм. Вот уже семь кварталов подряд наблюдается ускорение роста в сравнении с предыдущим годом. У нас есть линейка решений по подбору персонала, где основная выручка поступает от бизнес-модели SaaS (программное обеспечения как услуга). Она позволяет создать резерв прибыли и обладает высокой прогнозируемостью. Рост нашего маркетингового бизнеса во втором квартале составил 174% по сравнению с предыдущим годом. Помимо этого, мы предоставляем возможности подписки, которая позволяет активным профессионалам – в области подбора персонала, продаж, развития бизнеса – покупать дополнительные услуги. Это исключительно прибыльный бизнес. 
 
Социальные сети – это просто удобный инструмент или же двигатель перемен в жизни общества? 
 
Я бы сказал – и то, и другое. Вы можете рассматривать LinkedIn так же, как компьютер или программу Excel – как инструмент для работы. Однако мы только выходим в большую жизнь. Инфраструктура, позволяющая охватить все происходящее в социальных сетях, существует всего лишь два года, но изменения в поведении в связи с их появлением уже налицо. 
 
Во-первых, пользователи регистрируются под своими реальными именами, в то время как несколько лет назад использовались в основном вымышленные имена. Люди гораздо больше готовы к общению, к поиску контактов и к тому, чтобы их находили. Еще одно существенное изменение касается налаживания связей. Это словосочетание зачастую имеет негативный оттенок. Даже я не отнес бы себя к тем, кто «налаживает связи». Тем не менее, эти инструменты помогают многим использовать существующую сеть контактов, чтобы решать те или иные задачи. Ну и, в-третьих, нельзя не упомянуть об обмене информацией. В последнее время наблюдается бурный рост контента. Независимо от того, что вам необходимо – прочитать статью или ознакомиться с точкой зрения коллег, – это поистине неоценимый источник сведений. 
 
Сегодня все популярные социальные сети предлагают пользователям возможность доступа на сайты своих ключевых конкурентов. Не является ли это предвестником грядущей консолидации? 
 
Нет. Twitter – это своего рода импровизированная трибуна, что-то вроде ленты новостей, которая позволяет быстро поделиться той или иной информацией. Facebook можно сравнить с посиделками в кругу друзей – это горизонтальная платформа. А LinkedIn – это офис, где вы работаете – это профессиональный контент. Да, конечно, по всему миру личная и профессиональная жизнь иногда пересекаются, однако, по большей части, люди предпочитают не смешивать одно с другим. 
 
Не возникает ли у вас опасений, что все это может оказаться очередным «технологическим пузырем»? 
 
Я не думаю, что сегодня может идти речь о чем-то похожем на пузырь десятилетней давности. Рынок сейчас уже совсем не тот, что каких-то пять или шесть месяцев назад. Даже технологичные компании сталкивались со падением отношения цены акции к доходу. На ранней стадии существования интернет-компаний огромные средства вкладывались в маркетинг, чтобы привлечь внимание пользователей к сайтам. Сегодня же для такой компании, как LinkedIn, это происходит подобно цепной реакции – рост идет без расходов на маркетинг. Мы нацелены на долгосрочные результаты, краткосрочные же оценки для нас особого значения не имеет. 
 
Дэвид МакКэнн

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Материалы по теме:

Комментарии