Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Мария Долбина, «Русагро»: «Главное – помнить, что вы одна команда и стремитесь к достижению общих целей»

Мария Долбина, «Русагро»: «Главное – помнить, что вы одна команда и стремитесь к достижению общих целей» 04.04.2019

Мария Долбина, финансовый контролер ГК «Русагро» и спикер Конференции «Управление финансами в агробизнесе», рассказала CFO Russia про особенности построения трансфертной модели бизнеса в ее компании.

В чем суть трансфертной модели бизнеса?

Большинство современных предприятий агропромышленного комплекса – вертикально интегрированные холдинги с замкнутым циклом: от выращивания зерновых культур и производства кормов из них до выращивания скота и продажи продукта с полки конечному потребителю. По сути, это большая «матрешка», в которой итоговый результат представляет ее «верхняя фигура». Однако необходимо понимать промежуточные результаты и эффективность каждой из составляющих процесса. В текущей ситуации перепроизводства и ужесточения конкуренции важно в каждый отдельный момент времени правильно оценивать, что принесет бизнесу больший выигрыш: собственное потребление внутри цепочки или реализация продукта внешнему потребителю. Именно для этого внедряют трансфертную модель. В ее рамках между бизнес-единицами внутри холдинга воспроизводят рыночные отношения: движение продуктов оценивают не по себестоимости, а по конкурентной цене рынка. Соответственно, у каждого игрока есть свои цели и задачи в рамках установленного горизонта планирования, за достижение которых он несет ответственность.

Какие сложности возникают при построении трансфертной модели с нуля? На что стоит обратить особое внимание?

Отправная точка для построения модели – разграничение зон ответственности и функциональных областей. В нашем случае мы определили следующие бизнес-единицы: производство кормов для животных, выращивание свиней и их реализация в живом весе, мясоперерабатывающее производство и завод утилизации. В свою очередь, продукцию последнего используют для производства кормов, и тем самым замыкают цикл. Это стандартная цепочка для животноводства, дополнительно в ней можно выделить торговый дом – коммерческий блок с маркетингом. Но часто возникает конфликт интересов между производством и продажами. Первые всегда скажут: «Мы можем наращивать объемы, и неважно, за счет каких продуктов». А продажи будут требовать одни «деликатесы». Поэтому в нашем случае для обеспечения согласованности целей всего мясоперерабатывающего кластера приняли решение об интеграции этих подразделений.

Также на первых этапах внедрения модели важно сделать ее понятной и доступной для всех руководителей. Объяснить, как оценивается результат каждой бизнес-единицы, и как он влияет на общий итог. В противном случае вы можете столкнуться с ситуацией, когда каждый начнет «тянуть одеяло на себя»: «Зачем я буду отдавать им свой продукт, если могу на рынке найти покупателей, готовых заплатить мне больше?» Главное – помнить, что вы одна команда и стремитесь к достижению общих целей. 

Какие подходы и инструменты используют в «Русагро» для сценарного планирования и оценки эффективности бизнес-единиц?

Внедрение модели в компании и ее постепенное развитие было связано с запуском мясоперерабатывающего производства. Данная бизнес-единица включает несколько переделов, каждый из которых создает конечный продукт. Его могут как реализовать конечному потребителю, так и направить на более глубокую переработку. Между этими переделами также реализовали систему трансфертных взаиморасчетов для каждого отдельного SKU (Stock Keeping Unit – единица складского учета – прим. ред.). Поскольку их много, по мере развития модели стало понятно, что без автоматизации не обойтись. 

Блоки модели «животноводство» и «мясопереработка» автоматизировали на базе «1С: Резон: Мясокомбинат». На основании рыночных цен на свинину в живом весе в системе рассчитывают трансфертную цену на живок с учетом показателей категорийности и постности. Их определяют с помощью системы AutoFom – расширенного ультразвукового анализа изображений. Потом на основании спецификации и системы коэффициентов выстраивают дальнейшую цепочку цен. На этой базе мы реализовали механизм сценарного планирования. Он позволяет в течение нескольких часов просчитывать 10-15 сценариев матрицы продуктов с учетом текущей ситуации на рынке. 

Задать свои вопросы Марии Долбиной и узнать больше об опыте группы компаний «Русагро» вы сможете на Конференции «Управление финансами в агробизнесе», которая состоится 12 апреля 2019 года в Москве.

Алиса Попова 


Комментарии