Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Разия Солодова, ФБУ ГИЛС и НП Министерства промышленности и торговли РФ: «Отечественные предприятия освоили технологии производства лекарств разных уровней сложности»

Разия Солодова, ФБУ ГИЛС и НП Министерства промышленности и торговли РФ: «Отечественные предприятия освоили технологии производства лекарств разных уровней сложности» 19.11.2018

Разия Солодова, заместитель начальника отдела экономики и аналитики фармацевтической и медицинской промышленности ФБУ ГИЛС и НП Министерства промышленности и торговли РФ, спикер Седьмого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2018, рассказала CFO Russia об основных тенденциях импортозамещения лекарственных препаратов в России.

Какую роль играет импортозамещение в российской фарминдустрии на сегодняшний день?

Импортозамещение стало логичной частью стратегии развития отечественной фарминдустрии. Именно на нем сделали акцент в первые годы реализации госпрограммы, поддержав модернизацию и техническое переоснащение производств.

Госпрограмма существенно повлияла на снижение стоимости лекарственных препаратов. Это позволяет ощутимо экономить бюджетные деньги на закупку лекарств. Также увеличивается охват пациентов, которым требуется лечение. Это касается таких высокозатратных заболеваний, как онкология, гепатит, ВИЧ и так далее.

Какие основные тенденции импортозамещения появились в последнее время в России?

Главные тенденции импортозамещения – это продолжение активной локализации иностранных производителей, строительство новых заводов и контрактное производство на площадках российских компаний. Также это разработка инновационных препаратов, синтез субстанций и вектор на экспорт.

Более половины производителей лекарств, составляющих основную долю рынка, модернизировали процесс изготовления препаратов. Отечественные предприятия освоили технологии производства лекарств разных уровней сложности: от дженериков до биотехнологических продуктов. На рынок вышли три инновационных препарата. Во-первых, это «Арланса» (международное непатентованное наименование (МНН) «Нарлапревир») – препарат для лечения гепатита С, разработчик АО «Р-Фарм». Второй препарат – «Сатерекс» (МНН «Гозоглиптин») – для лечения сахарного диабета 2-го типа, разработчик ООО «Сатерекс». И третий – «Элпида» (МНН «Элсульфавирин») – противовирусное средство для лечения ВИЧ-инфекции, разработчик ООО «Вириом».  

В первой половине 2018 года увеличилась доля российских лекарственных препаратов в натуральном выражении в важнейших сегментах рынка. Согласно данным аналитического агентства IMS\IQVIA, доля отечественных лекарств составила: для лечения онкологических заболеваний – 58,23%, туберкулеза – 84,62%, ВИЧ-инфекции – 75,14%, гепатита – 71,27%, вакцины – 84,60% и так далее. Еще выше результаты по жизненно необходимым и важнейшим препаратам. Если в 2012 году у российских компаний в этом списке было чуть больше 60% наименований, то сегодня – более 84%. Эту долю рассчитали в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Его утвердили распоряжением правительства РФ от 7 декабря 2011 года № 2199-р.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), сейчас препараты отечественных производителей экспортируют более чем в 60 стран. Объем экспорта продукции фармацевтической промышленности в 2017 году вырос по сравнению с 2016-м на 16,6% и составил $688,4 миллиона. Также по данным ФТС за первые шесть месяцев 2018 года Россия экспортировала фармацевтическую продукцию на $342 миллиона (по средневзвешенному курсу ЦБ – 20,3 миллиарда рублей). Это на 8% больше в рублевом эквиваленте, чем за тот же период годом ранее. В физическом эквиваленте экспорт фармпродукции вырос на 11% – до 18,7 тысяч тонн.

Как локализационная активность иностранных компаний влияет на политику импортозамещения в России?

Локализация иностранных производств – одно из важных направлений государственной программы, поскольку обеспечивает трансферт технологий, необходимых для полноценного импортозамещения. Кроме того, наличие собственного предприятия выступает в роли «якоря». Оно стимулирует зарубежного производителя последовательно инвестировать в экономику принимающей страны.

Локализация иностранных компаний – один из способов для зарубежных предприятий закрепиться на российском рынке. У многих иностранных производителей рынок РФ был и остается в особом приоритете. Локализация – это строительство заводов «с нуля», модернизация приобретенных производственных мощностей, контрактное производство на площадках российских партнеров. Локализация – это научные проекты: R&D (research and development – исследования и разработки), клинические исследования. Кроме того, к локализационной активности относятся образовательные программы по подготовке и переподготовке профессиональных кадров международного уровня, а также создание современных высокотехнологичных рабочих мест. Отслеживается тенденция поэтапного осуществления локализации – от стадии упаковки до более глубоких форм. В том числе – до стадии готовых лекарственных форм полного цикла.

Ежегодно локализуются новые МНН на различных стадиях. В основном это касается МНН, входящих в различные списки лекарственных препаратов, имеющих государственную поддержку.

Задать свои вопросы Разии и узнать больше об опыте ФБУ ГИЛС и НП Министерства промышленности и торговли РФ вы сможете на Седьмом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2018, который пройдет 22-23 ноября 2018 года в Москве.

Алиса Попова


Комментарии