Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Антон Торопцев, Teva: Налоговое законодательство: чего ожидать в среднесрочной перспективе

Антон Торопцев, Teva: Налоговое законодательство: чего ожидать в среднесрочной перспективе 25.10.2018

Государство постоянно вносит изменения в законодательство по налогообложению. Чтобы уследить за ними, налоговые специалисты внимательно следят, анализируют и стараются спрогнозировать действия регулятора. В этой статье я расскажу об этом подробнее.

Налоговые термины и сокращения

В последние годы в законодательстве появились процессы, которых либо не было вообще, либо они были не так заметны. В связи с этим налоговые менеджеры стали употреблять непонятные на первый взгляд термины и аббревиатуры.

Трансфертное ценообразование – сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Данный термин знают практически все представители бизнеса. Не последнюю роль сыграло дело «Уралкалия». Хотя законодательство о трансфертном ценообразовании действует в России с 2012 года, это дело остается единственным понятным судебным разбирательством в данном направлении.

Бенефициарный собственник – лицо или несколько лиц, которые прямо или косвенно владеют юридическим лицом или оказывают существенное влияние на принятие им решений. В судебной практике РФ термин используется 2-3 года. Наиболее значимым в этом направлении оказалось судебное дело компании «Каширский двор» об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц. Пока процесс идет в сторону положительного для компании решения. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила решения арбитражных судов и направила дело на новое рассмотрение.

BEPS (Base Erosion Profit Shifting) – план действий Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Декларация о BEPS была принята на заседании Cовета Министров Российской Федерации в 2013 году по просьбе G20. В плане предусмотрено 15 конкретных действий необходимых для решения этого вопроса: подготовка мер по вопросам налогообложения компаний цифрового сектора, устранение различий в налогообложении гибридных инструментов, усиление правил о «контролируемых иностранных компаниях» и др.

MLI (Multilateral Instrument) – пятнадцатое действие, предусмотренное в BEPS – разработка и использование многостороннего соглашения о мерах по предотвращению злоупотребления налоговым законодательством. Документ заменяет применение тысяч двухсторонних налоговых соглашений, заключенных для устранения двойного налогообложения. В нём прописаны условия сотрудничества со всеми странами. В настоящее время у РФ имеется 90 таких соглашений. MLI вступил в силу 1 июля 2018 года, и уже охватил 75 юрисдикций.

ATAD (Anti Tax-Avoidance Directive) – европейская директива против уклонения от налогообложения. 20 июня 2016 года Совет Министров принял её применение на территории РФ. Директива ЕС 2016/1164 устанавливает правила против уклонения от уплаты налогов, которые непосредственно влияют на функционирование внутреннего рынка.

В целях обеспечения всесторонней борьбы с уклонениями от уплаты налогов, 25 октября 2016 года Европейская Комиссия внесла дополнительное правило по гибридным несоответствиям. Данное правило не позволяет компаниям использовать национальные отличия законодательства во избежание налогообложения. В Директиве содержится пять обязательных мер для юридических лиц, которые должны применяться всеми государствами-членами против форм агрессивного налогового планирования. В соответствии с этим документом Европейские законодатели и Правительство РФ будут следить за учетом процентов и гибридными сделками. Государства-члены должны применять эти меры с 1 января 2019 года.

Foreign Derived Intangible Income (Иностранный нематериальный доход). В 2017 году, Конгресс США добавил в Налоговый кодекс новую льготную ставку налога на доходы, получаемые внутренними корпорациями от обслуживания внешних рынков. Корпорация платит эффективную ставку в размере 13,125%, а не 21%, от ее вышеперечисленного дохода на внешних рынках. Новый вычет описывается как вычет для нематериального дохода за рубежом.

Foreign Tax Credit (Иностранный налоговый кредит) получают налоговые резиденты по всему миру, чтобы смягчить потенциал двойного налогообложения. Иностранный налоговый кредит прописывает, что нужно сделать, чтобы налог, который вы заплатили в одной стране, вам зачли, в счет налога, который бы вы заплатили в России.

Advanced Pricing Agreement (APA) – договор о предварительном ценообразовании. Другими словами, АРА – это опережающее соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом для ряда транзакций, находящихся на рассмотрении в течение фиксированного периода времени. До начала 2018 года в России не было подобных прецедентов. Сейчас ФНС активно общается с бизнесом на эту тему. Официальной статистики по заключенным APA нет. Но то, что ФНС занимается этим вопросом – уже положительный момент.

Country by country report (CbCR) – отчет по странам. Он включает в себя документацию о трансфертном ценообразовании и отчетность по каждой стране, прописанные в BEPS. Все документы CbCR шаблонны. Многонациональные предприятия заполняют их для каждой налоговой юрисдикции. Таким образом они отчитываются о местоположении своего бизнеса и методах взаимодействия частей этого бизнеса между собой. В этом году крупные международные компании будут сдавать отчет по странам в России. Но до сих пор имеются проблемы с заполнением электронной формы. Никто до конца не знает, какие сведения необходимо предоставить.

Основные тенденции в налоговом законодательстве

Правительство РФ обещало шесть лет не менять налоговое законодательство. Но после выборов президента в 2018 году произошла «донастройка» системы налогообложения. Кроме того, Госдума седьмого созыва с октября 2016 года приняла 145 налоговых законов. Сейчас 44 – находятся на рассмотрении.

Все началось с повышения НДС до 20%. Льготные ставки – от 0% до 10% на продукты питания и медикаменты, правительство пообещало не трогать. Но возникла напряженная ситуация, которая повлекла за собой предложение «пересмотреть льготные ставки в том числе». Пока решения по этому вопросу нет. Но у правительства есть время до 30 ноября, чтобы все пересмотреть и внести изменения.

С 2018 года в налоговом кодексе больше нет льготы по движимому имуществу. Льготу на освобождение от налога будут рассматривать региональные власти. Если субъект РФ принял закон без поправок, то с 2018 года облагаться будет всё движимое имущество компании. Допустимая налоговая ставка – 1,1%. Процентная ставка выше этого уровня остается на усмотрение региона. Закон был принят поздно, поэтому многие регионы не успели на него среагировать. Например, Москва принимала закон о ставке по налогу на движимое имущество задним числом. С 2019 года налог на движимое имущество обещают полностью отменить, но законопроект еще не подписан.

Законопроект 154 НК РФ о «Порядке определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)» регулировал вопросы с обложением налогом НДС бонусов, уменьшением налоговой базы, изменением цены на товар. 3-4 года назад перед финансовыми директорами стояла проблема в правильной трактовке закона. Никто точно не мог сказать про обложение НДС бонусов налогом и изменение цены на товары. Поправки, которые были внесены – исключение из п. 2.1 слов «за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой премии предусмотрено указанным договором». В тоже время уменьшение цены товара, предусмотренное по контракту, не подразумевает уменьшение ставки по НДС.

Администрирование налогообложения

Ускоренное возмещение НДС – важная задача любой компании. Возмещение занимает обычно до четырех месяцев. Камеральная проверка идет три месяца, один месяц дается на выплату НДС. Председатель комитета по налогам в Госдуме Андрей Макаров вносил законопроект для уменьшения срока камеральной налоговой проверки до одного месяца. ФНС выступала против этого закона, потому что не успеет за один месяц проверить декларацию. В результате по отношению к налогоплательщикам с большим оборотом был принят вариант закона «два плюс один». Срок камеральной проверки уменьшили до двух месяцев, но в исключительных случаях он может быть продлен еще на месяц.

Согласно статье 93.1 НК РФ налоговый орган имеет право запрашивать вне мероприятий налогового контроля документы и пояснения по конкретной сделке. Раньше срок предоставления документов составлял пять дней, что было невозможно сделать, если основной поставщик – иностранная компания. По новому законопроекту срок увеличат до десяти дней.

Компания, которая вовремя не предоставила отчет по страховым, пенсионным и социальным вкладам, подвергается блокировке счетов. Незначительная для законодателей процедура влечет за собой серьезные последствия, для компании.

Налоговый контроль

Согласно статье 89 НК РФ вышестоящий налоговый орган имеет право провести повторную выездную проверку. По новым правилам, объектом повторной выездной проверки может быть только внесенное изменение в отчет. Налоговый орган не имеет право проверять всю компанию. Например, внесение более ранних доходов в декларацию – объект для проверки. Дальше их полномочия будут ограничены.

Дополнительные мероприятия налогового контроля после окончания основного периода проверки, не относились к кругу полномочий налоговых специалистов. С 2019 года в силу вступят новые правила, по которым налоговики получат полный механизм ознакомления и обжалования результатов таких дополнительных мероприятий.

Прозрачность налогообложения

В этой части хочу поговорить о программах и документах, которые обеспечивают прозрачность налогообложения в России. Начну с очень полезного, но пока неработающего сервиса. Федеральная налоговая служба летом 2017 года запустила систему по предоставлению информации о любой компании – «Прозрачный бизнес». Сервис ФНС содержал данные о сумме налоговых платежей, наличии задолженности, штрафов, санкций, среднесписочной численности и специальных режимах компаний. Программа работала один день и была закрыта. Налоговая служба обещала запустить её снова первого января 2018 года, затем летом, но запуск так и не удался. Хотя данный сервис был бы полезен компаниям для выявления недобросовестных поставщиков на этапе заключения контракта.

Кроме того, в России существует два черных списка офшоров:

  • Министерства финансов – юрисдикции с низким налогообложением;
  • ФНС – юрисдикции, которые не обмениваются информацией, либо уровень обмена незначительный.

В 2018 году ФНС исключила из своего черного списка Британские Вергинские острова, Сейшелы, Панаму, Белиз, Сент-Китс и Невис. Исключение из этого списка означает, что юрисдикции начали обмениваться информацией с российским ФНС.

В качестве выводов можно отметить, что не все изменения налогового законодательства РФ вызывают оптимизм бизнеса. Но некоторые нововведения и положительная судебная практика показывают, что если компания права, то она сможет отстоять свои интересы.

Антон Торопцев, руководитель налогового департамента компании Teva

 

О компании

Teva Pharmaceutical Industries Ltd. – один из лидеров мировой фармацевтической отрасли. Компания, штаб-квартира которой расположена в Израиле, ежедневно предлагает высококачественные, ориентированные на потребности пациента решения для 200 миллионов нуждающихся в лечении людей в 100 странах мира.

Teva включила российский рынок в список приоритетных для дальнейших инвестиций.

Начав работу в России в 1995 году, она стала одной из крупнейших фармацевтических компаний на российском рынке с портфелем более чем из 300 продуктов.

В 2014 году в рамках реализации стратегии международных инвестиций, ООО «Тева» открыло фармацевтическое предприятие в Ярославле. Завод, мощности которого позволяют производить до двух миллиардов таблеток в год, будет поставлять свою продукцию на рынки России и соседних стран.


Комментарии