• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Евгения Назарова, ГК «ЖелДорЭкспедиция»: Об оптимизации затрат на перевозку грузов

11.10.2018

Евгения Назарова, ГК «ЖелДорЭкспедиция»: Об оптимизации затрат на перевозку грузов

У ГК «ЖелДорЭкспедиция» есть следующий принцип: на разные виды деятельности мы оформляем отдельные юридические лица. У каждого из них своя экономика. Все лица взаимодействуют между собой исключительно на рыночных условиях. Поэтому в данной статье я покажу методы сокращения затрат на примере трех компаний либо групп компаний:

  • ГК «ЖелДорЭкспедиция»;
  • ГК «Эксист» (интернет-ритейлер автозапчастей);
  • ООО ТНЛ (автоперевозчик ГК «ЖелДорЭкспедиция»).

Для оптимизации затрат автопарка мы принимаем следующие меры:

  • замена парка;
  • снижение расходов на топливо;
  • применение принципа локомотивных бригад;
  • сокращение общехозяйственных расходов;
  • сокращение суммарных затрат на перевозку грузов для группы компаний.

Обо всем по порядку.

Замена автопарка

В 2017 году мы запустили программу по снижения расходов на автопарк. Начали с замены автомобилей. На тот момент наш парк был не такой старый – 2011 года выпуска. Тем не менее уже в начале года мы поручили финансовому департаменту рассчитать несколько моделей. Первая – стоимость эксплуатации по годам старого парка с учетом затрат на ремонт. Единица измерения данного параметра – руб./км с динамикой планового изменения по месяцам. Вторая – стоимость эксплуатации нового парка после замены на стандартный. И третья – стоимость эксплуатации нового парка после замены на новый, нестандартный парк повышенной стоимости, но и с повышенными эксплуатационными характеристиками.

1.png

В итоге мы выбрали третью модель. Мы решили купить новые шестнадцатиметровые полуприцепы и тягачи, которые могут возить по 24 тонны. Стоимость этих машин выше, но она окупается их производительностью. По расчетам мы увидели, что все эксплуатационные расходы равны или почти равны. До этого мы уже на протяжении года в порядке эксперимента использовали трехосные и шестнадцатиметровые тягачи и знали, что расходы на запчасти отличаются на 1-2%. Риски штрафа за перегруз при этом также снижаются за счет большей грузоподъемности тягача.

Мы меняем автопарк частями, поэтому данный проект расписан до конца 2020 года.

Снижение расходов на топливо

Еще один востребованный вариант оптимизации расходов – снижение потребления топлива. Для этих целей в «ЖелДорЭкспедиции» приняли следующие меры:

  • установка системы контроля транспорта и топлива Omnicomm;
  • расчет внутренних нормативов по расходу топлива л/100 км на основании тестовых перевозок;
  • премирование водителей за расход топлива ниже нормативов;
  • обучение всех водителей правилам экономного вождения;

·         технический контроль за автопарком.

Система контроля транспорта и топлива Omnicomm

Для снижения затрат на топливо осенью 2016 года мы установили систему Omnicomm. Она позволяет отслеживать расход по GPS. Благодаря ей с 2016 года потребление топлива снизилось на 9,1%. При этом доля горюче-смазочных материалов в затратах составляет 1/3.

2.png

Также в системе можно отслеживать все передвижения транспорта: где свернули с маршрута, остановились или превысили скорость. После внедрения у нас уволились 25% водителей. Они просто отказывались садиться за руль. Однако эту проблему мы уже решили. При найме мы прописывали в трудовых договорах возможность проверки на полиграфе и использование Omnicomm, поэтому сейчас текучка персонала минимальная.

Расчет внутренних нормативов по расходу топлива

Мы также выделили несколько тестовых автомобилей и прогнали их по разным маршрутам. Таким образом удалось установить внутренние нормативы расхода топлива и дальше вести от них отсчет.

Премирование водителей

Хорошей мотивацией для экономии топлива стало премирование сотрудников за его расход ниже нормативов. Если водитель тратит топливо ниже нормы, то эту разницу он получает в виде премии. Компания себе ничего не оставляет. В результате у некоторых водителей зарплата на 20-25% выше стандартной.

Обучение водителей

В «ЖелДорЭкспедиции» есть корпоративный университет. В нем также есть подразделение, которое работает с водителями. Им преподают правила экономного вождения: как правильно вести автомобиль, разгоняться, с какой скоростью ехать. Как было сказано выше, по Omnicomm мы всегда отслеживаем, на каком участке водитель превысил скорость. Если он едет быстрее 90 км/ч, начинается перерасход бензина. Такое вождение у нас запрещено.

Принцип локомотивных бригад

Для роста производительности активов мы решили применять принцип локомотивных бригад на маршрутах протяженностью более 700-1000 км. Мы внедрили его в феврале 2018 года. Данную схему мы переняли у РЖД, поскольку изначально мы железнодорожная компания. Около 10 лет назад у нас был большой парк почтово-багажных вагонов. Сейчас мы мало его используем, так как себестоимость таких перевозок гораздо выше, чем доставка автомобилями на больших расстояниях.

У принципа локомотивных бригад есть две важные для нас особенности:

  • его используют при наличии постоянных графиков маршрутов, которые позволяют планировать работу водителей;
  • он предполагает среднегодовой пробег 300-330 тыс. км, а также замену тягачей через 5 лет и прицепов через 10.

Как работает этот принцип? Например, мы организовываем перевозки из Москвы в Екатеринбург. На этом маршруте есть две промежуточные точки – Чебоксары и Ижевск. Водитель выехал по графику в 8 утра, но едет только до Чебоксар. Он приехал через 12 часов, лег спать. В это время за руль сел другой водитель и выехал до Ижевска. Аналогичная схема на маршруте Ижевск-Екатеринбург.

Благодаря такому подходу у нас полностью отсутствуют переработки водителей, и из Москвы в Екатеринбург мы доставляем грузы за 1,5 суток. То есть мы получили скорость авиаперевозок, но без дополнительных расходов. Лизинговые платежи при этом также снизились на 32,8%.

3.png

Сокращение общехозяйственных расходов

Среди мер оптимизации затрат автопарка, пожалуй, самая банальная – сокращение общехозяйственных расходов. Что сюда входит?

В первую очередь, мы сократили затраты на диспетчеризацию маршрутов. На весь наш парк работают всего два диспетчера. Благодаря Omnicomm нам не нужно нанимать больше людей. Однако в нашем круглосуточном колл-центре все равно работает сотрудник, ответственный за принятие решений. Если поступает звонок, от этого сотрудника идет распределение действий: либо он звонит кому-то из руководителей, либо самостоятельно объясняет водителю, как поступить в сложившейся ситуации.

Также мы снизили на 27% затраты на ремонт из расчета руб./1000 км по старому парку. В этом нам помогли:

  • введение паспорта ТС (транспортного средства);
  • работа с поставщиками;
  • наличие склада запчастей.

Благодаря паспорту ТС мы отчетливо видим, что происходило с каждой машиной в определенном городе, и всегда знаем ответственного за те или иные действия. После того, как мы начали полностью контролировать процесс эксплуатации транспортных средств, сотрудников, которые допускали ошибки в работе, стало гораздо меньше.

Кроме того, в рамках сокращения общехозяйственных затрат мы вывели наше ремонтное предприятие в Александров. Таким образом, мы снизили расходы на заработные платы на 40%, а на аренду – на 65% (с учетом того, что мы арендуем по рыночной цене у своего предприятия).

Сокращение затрат на перевозку грузов другими компаниями (для «ЖелДорЭкспедиции»)

Если «ЖелДорЭкспедиция» выступает в качестве агрегатора сборных грузов, то компания использует фул-траки (full-truck). Мы заказываем их у ТНЛ или берем наемный автотранспорт, если такой вариант выгоднее.

Мы выделили для себя следующие способы сокращения затрат на перевозку грузов:

  • сокращение времени простоя транспорта под погрузо-разгрузочными работами;
  • мониторинг цен поставщиков на соответствие текущей рыночной ситуации;
  • перевозка срочных грузов экспрессами (формирование ТНЛ);
  • автоматизация планов погрузки транспортных средств для оптимального заполнения.

Сокращение времени простоя транспорта под погрузо-разгрузочными работами

Мы всегда готовы платить за день простоя транспорта во время погрузо-разгрузочных работ. Но для снижения данных расходов при работе со сборным грузом мы стали применять метод сборных паллет. Он заключается в том, что груз размещают в поддонах. Так мы видим все их содержимое, что облегчает консолидацию и расконсолидацию.

Мониторинг цен поставщиков на соответствие текущей рыночной ситуации

Раз в год мы в обязательном порядке проводим мониторинг цен поставщиков на соответствие текущей рыночной ситуации. Мы сверяем все цены и отсеиваем компании, которые по той или иной причине их подняли. Разумеется, сюда не входит подорожание бензина или другие подобные обстоятельства. Таким образом, мы поддерживаем актуальную базу поставщиков с наиболее выгодными для нас условиями.

Перевозка срочных грузов экспрессами

Для доставки срочных грузов у нас есть экспресс-перевозка, которая по своим показателям равна авиаперевозке. Например, с момента приема груза до его выдачи в Екатеринбурге проходит 1,5 суток, как и при доставке самолетом. При этом такой способ дешевле. Благодаря ему и методу локомотивных бригад мы избавились от большей части авиаперевозок.

Другие примеры сроков такой доставки из Москвы для наглядности: Челябинск – 1,5 суток, Омск – 2,5 суток, Новосибирск – 3,5 суток.

Автоматизация планов погрузки транспортных средств для оптимального заполнения

Чтобы автоматизировать планы погрузки транспортных средств для оптимального заполнения и распределения груза по осям автомобиля, в первом квартале 2016 года мы внедрили новый блок автоматизированного управления распределением грузовых мест в нашу учетную систему TRansNet. Она составляет планы погрузки на каждую машину и в них четко указывает, как и в каком месте нужно расположить груз. Она сразу определяет, двухосный автомобиль или трехосный, разрешенную нагрузку на каждую ось. В одной машине могут ехать до 1,5 тыс. мест разного типа, и самостоятельно составить такой план практически невозможно. Мы полтора года разрабатывали и тестировали новый блок, чтобы система начала выдавать нам оптимальную загрузку автомобилей.

Также в третьем квартале 2017 года мы ввели 100% штрихкодирования грузовых мест и работу с терминалами сбора данных (ТСД). Каждое грузовое место при любом перемещении сканируют через ТСД, что упрощает поиск груза и проверку выполнения планов на погрузку. При этом все терминалы не просто пишут текст, но и озвучивают его, что также экономит время.

Сокращение затрат на перевозку грузов у других компаний (для «Эксиста»)

В случае с «Эксистом» мы используем следующие методы сокращения затрат:

  • использование сторонних компаний на тех маршрутах, где у «ЖелДорЭкспедиции» слабые показатели по скорости;
  • использование СДЭК при внутриобластной перевозке и ПВЗ (пункты выдачи заказов) вне зоны доступа «Эксиста»;
  • максимизация доставки товара до склада обработки силами поставщика;
  • автоматизация документооборота с перевозчиком.

Использование сторонних компаний

В первую очередь нужно помнить, что «Эксист» – интернет-ритейлер. Так как он торгует автозапчастями, требования к доставке у него отличаются от требований стандартных клиентов ГК ЖДЭ. После приобретения ресурса EXIST.RU мы поняли, какие нереальные требования предъявляют к логистическим компаниям по скорости поступления интернет-ритейлеры автозапчастей. Если цены или скорость «ЖелДорЭкспедиции» не устраивают «Эксист» на тех или иных маршрутах, он обращается к конкурентам.

Использование СДЭК при внутриобластной перевозке и ПВЗ вне зоны доступа «Эксиста»

Если «Эксисту» требуются внутриобластные перевозки, или пункты выдачи заказов находятся вне зоны его доступа, он обращается к СДЭК. Такой вариант дешевле. В будущем мы планируем полноценно перейти на доставку через СДЭК во всех областях, где у «Эксиста» нет ПВЗ.

Максимизация доставки товара до склада обработки силами поставщика

В целях сокращения расходов «Эксист» договорился со всеми поставщиками, что они сами организовывают перевозки своих товаров до его складов консолидации.

Автоматизация документооборота с перевозчиками

В «Эксисте» мы полностью автоматизировали документооборот как с «ЖелДорЭкспедицией», так и с другими перевозчиками. Теперь в этом процессе нет ни людей, ни бумажной документации. С момента поступления заявки и до получения заказа клиентом все автоматизировано.

Существует множество вариантов сокращения затрат на перевозку грузов. Одни дают колоссальный эффект, другие – едва ощутимый в масштабах компании. Однако их общее применение позволяет существенно сократить затраты и развивать новые способы управления процессами компании.

Евгения Назарова, генеральный директор ГК «ЖелДорЭкспедиция»

Группа компаний «ЖелДорЭкспедиция» – один из крупнейших транспортных операторов на рынке доставки сборных грузов по России, а также экспресс-доставки.

Региональная сеть компании представлена в 233 городах Российской Федерации. Все филиалы обладают современной инфраструктурой и имеют хорошую транспортную доступность. Компания предоставляет возможность заказать доставку грузов в более чем 8679 пунктах доставки по РФ.

В составе подвижного парка «ЖелДорЭкспедици» 600 железнодорожных и 1400 автомобильных транспортных средств. У компании также есть современные опорные объекты транспортной инфраструктуры, которые позволяют оказывать услуги высокого качества.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений