Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Георгий Адольф, IKEA Retail Russia: Об особенностях составления карты рисков

Георгий Адольф, IKEA Retail Russia: Об особенностях составления карты рисков 04.09.2018

Георгий Адольф, руководитель отдела по управлению рисками и соблюдению законодательства IKEA Retail Russia и спикер Конференции «Управление рисками в ритейле», рассказал CFO Russia о составлении карты рисков в его компании и преимуществах данного метода визуализации информации.

В IKEA Retail Russia для визуализации рисков компании вы составляете карту рисков. Что она из себя представляет?

Мы используем классический формат – Likelihood vs. Impact. Риски в такой карте ранжируют от красной зоны с самыми вероятными и сильными по степени воздействия до тех, которые попадают в среднюю желтую зону. На уровне страны мы не работаем с рисками из зеленой зоны, так как степень их влияния мала. Ими управляют на уровне отдельных магазинов, функций или департаментов.

карта рисков.png

Какой подход вы используете для составления карты?

Мы выбрали экспертный подход. Он включает в себя рабочие сессии и мозговые штурмы со специалистами из каждого магазина, включая представителей его дирекции и каждой функции центрального офиса.

Затем мы просматриваем журналы рисков на сходство рисков. Их «чистят», калибруют и на их основе составляют карту рисков для всей компании. В свою очередь карты рисков по отдельным магазинам и функциям становятся рабочими инструментами глав определенных бизнес-единиц.

До старта деятельности рабочих групп мы просматриваем открытые источники – например, отчеты Международного Экономического Форума. Мы отслеживаем в них глобальные тренды и анализируем их применение к нашей реальности.

В дальнейшем карта рисков нашей компании становится источником для составления и обновления карты всей группы компаний.

Какие преимущества данного метода визуализации информации для вашей компании?

Он помогает скорейшему пониманию и построению конструктивной дискуссии высшего руководства по определенным рискам. Так руководители могут согласовывать расположение определенных рисков на карте, их важность и так далее. В дальнейшем такой подход помогает делать более взвешенные решения по должному финансированию и планированию иных ресурсов для мероприятий по управлению рисками с высоким рейтингом.

Есть ли у него недостатки?

К сожалению, карта рисков на данном этапе развития ERM (Enterprise Risk Management, корпоративная система риск-менеджмента – прим. ред.) в компании не предполагает более развернутого описания самого риска, его причин и последствий. В таком виде она будет слишком громоздкой. В компании должен быть продвинутый софт, который помогает легко строить полноценную динамическую карту рисков: на ней можно «проваливаться» в определенный риск и сразу видеть его подробный паспорт или журнал с большей информацией. Такой софт не только облегчает работу риск-отдела, но и улучшает качество принятия решений высшего руководства компании и внутреннего аудита.

В связи с этим нам приходится тратить больше времени на составление подробного описания рисков для рассылки перед встречами или на объяснение их сути высшему руководству.

С какими сложностями вы сталкивались при составлении карты рисков?

Большинство участников рабочих групп мыслят в рамках своих отделов, магазинов, ежедневной работы и так далее. Им сложно переключаться на стратегические и макроэкономические уровни для понимания влияния внешних факторов, которые вызывают корпоративные риски: техника, экономика, маркетинг, законодательство и так далее.

Еще не удалось полностью искоренить стремление разбираться с проблемами по мере их поступления. Весь подход к управлению рисками оправдывает себя наименьшими вложениями, так как нацелен на построение превентивных мер. В свою очередь борьба с последствиями чаще всего требует больших финансовых ресурсов и влечет незапланированные издержки.

Но наибольшая сложность – трудоемкость составления карты рисков и ее обновления, если нет хорошего ERM-софта. В идеале он должен быть связан с основными системами организации, которые отвечают за товарно-денежные потоки, а также интегрирован со всем спектром контрольных и комплаенс-направлений компании.

Задать свои вопросы Георгию и узнать больше об опыте IKEA Retail Russia вы сможете на Конференции «Управление рисками в ритейле», которая состоится 4 октября 2018 года в Москве.

Анастасия Алешина

Наши конференции:


Комментарии