Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Первом форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2011 (День 1)

29.03.2011

17-18 марта состоялся Первый форум финансовых директоров ритейла Retail CFO 2011, организованный порталом CFO-Russia.ru при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнерами мероприятия выступили компании СКБ Контур, Basware, Xerox, а также компания Synaptris.

В рамках конференции выступило 16 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний (X5 Retail Group, ТД ГУМ, Ланч, ИНВИТРО, Белый ветер ЦИФРОВОЙ, Management Development Group, Обувь России, Детский мир-Центр и других).

Retail CFO 2011

День 1

Алексей Скворцов, финансовый директор ТД ГУМ, открыл первый день конференции, выступив с докладом «Тенденции развития розничного бизнеса и возможные направления его диверсификации».

Алексей рассказал об экономических результатах Bosco di Ciliegi и ГУМ в 2011 и о влиянии кризиса на различные сферы деятельности:

Алексей Скворцов«Операционная структура Bosco di Ciliegi включает в себя рестораны, торговлю и услуги. Операционная структура ТД ГУМ – аренду, торговлю, услуги. В 2011 году аренда в уникальных объектах была снижена, но пустых мест не было; посещаемость ресторанов практически не изменилась; существенно упал спрос на мероприятия. Что касается ритейла, то в сегменте люкс падение продаж было меньше, чем в случае более демократичных марок», - говорит Алексей. Далее он сообщил, что выручка Bosco di Ciliegi в 2010 году составила 339 000 т. евро. В ТД ГУМ выручка за 2010 года составила 85 000 т. евро (из них 55 000 т. евро приходится на долю аренды).

В настоящее время обе компании озабочены соотношением доходов и расходов. «Рост оплаты труда, рост коммунальных платежей, рост налогов – все это негативно влияет на прибыль. Мы ищем оптимальные пути решения: стараемся снижать стоимость заемных средств, повышать производительности труда, ищем способы диверсификации: за счет расширения географии присутствия, поиска новых арендаторов и оказания в ГУМе новых услуг», - говорит Алексей.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, выступил с докладом «Жизнь на маленькой марже: стратегии повышения доходности».

Дмитрий ПотапенкоДмитрий рассказал о том, как увеличить продажи без роста затрат, как уменьшить время на комплектацию отгрузок без потери качества, определить оптимальное производство и усилить воздействие бренда на продажи. По его мнению, кризис не закончился – худшее впереди. «Спрос на многие товары и услуги очень низок, - говорит Дмитрий. - Надо стараться быть лучшим среди конкурентов. Повысить стандарты корпоративного обслуживания и следить за их соблюдением».

Для эффективности работы компании важно не только увеличить уровень продаж, но и повысить эффективность оборотного капитала и обеспечить заданный уровень ликвидности, считает Дмитрий. «Необходимо регулярно пересматривать уровень товарных запасов, свести к минимуму страховой запас, выбрать поставщиков с минимальным сроком поставки. Надо изменить политику закупок – стараться все делать без предоплат и авансов. Мы регулярно просим поставщиков снизить цены, предоставить скидки, изменить условия поставки, пересмотреть валюту договоров».

Дмитрий также порекомендовал регулярно проводить мероприятия по поддержанию непрерывности бизнеса: составлять сценарии развития бизнеса и подготавливать планы действий на каждый из них.

Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ Xerox Russia, рассказал о методах аутсорсинга документоемких процессов на предприятии.

«О том, насколько трудоемко работать с «бумажными» документами, знают многие. Это ручная сверка заказов, счетов, отгрузочных документов, неизбежные авралы в конце месяца, трата времени на подготовку копий для проверок по запросу ФНС. Словом, документы трудно найти, когда они особенно необходимы.

Все это приводит к конфликтам с поставщиками, штрафам за просрочку платежей, платежам по «ошибочным» счетам. Нередко ухудшаются условия последующих контрактов. А о высокой трудоемкости и стоимости обработки одной транзакции и говорить не приходится. Наиболее критичным и трудоемким процессом является «сверка»: проверка номенклатуры, цен реквизитов и т.д.».

Валерий Кузьмич«Использование автоматизированных систем позволяет сократить затраты и количество ошибок, снизить вероятность коллизий в отношениях с поставщиками. Но корректный ввод данных по-прежнему остается наиболее распространенным «узким местом» при внедрении таких систем», - утверждает Валерий Кузьмич. 

Основная задача, по мнению Валерия,заключается не только в совершенствовании IT-платформ, а в создании эффективно управляемой системы, состоящей из людей, процессов и технологий.«Эффективные процессы и процедуры, интегрированные в текущие бизнес-процессы заказчиков, позволяют Xerox управлять процессом с начала до конца и отвечать за конечный результат перед заказчиком», - говорит Валерий Кузьмич.

В рамках проекта компанией Xerox проводится анализ текущего состояния, разработка картины будущего и достижение согласованных метрик. Компания Xerox Russia предоставляет необходимую инфраструктуру, осуществляет организацию процессов и управляет обработкой документов. Во многих странах Xerox имеет примеры успешной реализации проектов в области обработки первичной бухгалтерской документации с такими глобальными торговыми сетями, как Metro, Leroy Merlin, Castorama, а также с многими другими крупными компаниями розничной сферы.

Выступая с докладом «Контроллинг в ритейле: практические аспекты», Данила Васкевич, исполнительный директор «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», рассказал об основных принципах организации контроллинга на предприятии и о роли финансового директора.

Данила Васкевич«Зона влияния финансового директора выходит за рамки его традиционного функционала, – считает Данила Васкевич. - От его стиля руководства зависит и эффективность контроллинга. Прежде чем что-то менять, завоюйте авторитет в компании. Заражайте людей личным примером.

Элементарные формальные процедуры и порядок на пустом поле дают сильный эффект, если финдиректору под силу перевоспитать компанию. Иногда необходимо увольнять людей для того, чтобы выполнить цели, поставленные акционерами. Бизнес, бизнес и еще раз бизнес. Разберитесь, на чем компания делает деньги, а где теряет, и держите эти области под личным контролем».

Григорий Поваров, заместитель генерального директора СКБ Контур, также не обошел вниманием вопрос экономичной обработки первичных документов, выступив с докладом «Электронные счет фактуры – сокращение издержек бизнеса»

Григорий Поваров«Об электронных счетах-фактурах наслышаны многие. Все понимают, как это удобно, но упорно продолжают работать с «бумагой». Почему? Ответ очевиден. Многие просто боятся электронных документов, боятся, что цифровая подпись «не работает», боятся проблем с налоговыми органами.

Но уже давно в Налоговом кодексе существует статья, позволяющая использовать электронные счета-фактуры (229-ФЗ). Федеральный закон «О бухгалтерском учете» также допускает использование электронных бухгалтерских документов.

Если взглянуть в прошлое, то можно увидеть, что уже в течение 9 лет компании, численность сотрудников которых превышает 100 человек, обязаны сдавать отчетность в электронном виде.

Это говорит о том, что использование компьютерных технологий вместо «бумаги» выгодно не только налогоплательщикам, но и самой налоговой службе: это существенно позволяет сократить время на анализ и облегчает проведение проверок. Не исключено что в ближайшем будущем использование электронных счетов-фактур станет таким же обыденным (а возможно, и обязательным) явлением, как и электронные письма».

По мнению Григория Поварова, выгода от электронных документов очевидна: моментальная доставка, сокращение бэк-офиса, автоматический контроль быстрый доступ к любому документу и снижение накладных расходов (бумага, принтеры, площади для хранения и т.д.).

Система Диадок, разработанная компанией СКБ Контур, позволяет осуществлять обмен электронными первичными документами и счетами-фактурами и помогает компаниям взаимодействовать с государством электронно (отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и т.д.).

СКБ Контур успешно реализовал проекты внедрения в Metro Cash&Carry, Kraft Foods, РУСАЛ, Мегафон, Уралсиб и множестве региональных компаний.

Елена Роменская, финансовый директор группы компаний «Обувь России», выступила с докладом «Привлечение внешнего финансирования на открытом рынке капитала»

«До кризиса обувной рынок был недооценен инвесторами. В основном вкладывали в компании с рынков продуктового ритейла, сотового ритейла, бытовой техники. Однако в кризис обувной рынок продемонстрировал стабильность. Ведь обувь – товар, который находится на втором месте по востребованности после продуктов питания. Уровень потребления в России составляет 2,8 пар на человека в год. Объем рынка на текущий момент 23-25 млрд. долларов и ожидается прирост рынка в ближайшие несколько лет на 10-12% в год», - говорит Елена.

По словам Елены Роменской, обувной рынок – перспективный объект инвестиций. «В последнее время наблюдается оживление долгового рынка и рост интереса к компаниям третьего эшелона. С 2010 года объем заимствований компаниями третьего эшелона значительно увеличился, а в период первичного размещения компаний третьего эшелона спрос значительно превышает предложение», - говорит она.

Елена Роменская

Елена рассказала о положении компании на рынке и поделилась планами на ближайшие несколько лет: «Компания «Обувь России» входит в десятку крупнейших российских обувных ритейлеров по числу магазинов. Нам принадлежит 122 магазина в 43 городах, чистая выручка в 2010 году составила 1,6 млрд. рублей. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем в четыре раза расширить сеть собственных магазинов и в пять раз увеличить чистую выручку. Приоритетные регионы – Урал и центральная часть России. Мы разработали инвестиционную программу на 2011-2014 годы, согласно которой намерены вложить в развитие сетей 1–1,5 млрд рублей. Финансирование будет осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет заемных в соотношении 50/50».

Олег Давидович, директор по маркетингу сети магазинов детских товаров «Кораблик», рассказал о методах бережливого производства.

«Любая компания может стремиться устранять потери, но пока она определяет цену прибавлением затрат к прибыли, ее усилия, скорее всего, будут безуспешными. Только если снижение затрат становится средством для поддержания прибыли, компания будет полностью мотивирована для устранения потерь», - считает Олег.

Бережливое производство – понятие не новое. Основной принцип бережливого производства сформулирован еще компанией Toyota: избегайте MUDA, MURA, MURI.

– (MUDA) «потери» - любые действия, увеличивающие издержки, без увеличения ценности продукта.

– Мура (MURA) «неравномерность» Изменчивость в методах работы или результатах процесса.

– Мури (MURI): «излишек» Напряжение, перегрузка (сверхурочная работа) человека или оборудования, неразумность.

Олег Давидович«Основные потери в компании происходят на этапах контроля, транспортировки и хранения. Транспортировка, задержки или простои, дополнительная обработка, перемещения, дефекты – все это требует дополнительных ресурсов. Чтобы уменьшить возможные потери, некоторые компании создают «Руководство для поставщика», которое содержит описание всех процессов: ввод в ассортимент, формирование заказа, поступление товара на склад, правила загрузки, требования к документации, маркировке и упаковке. Это очень эффективно и позволяет значительно сократить потери, хотя «приучить» поставщика следовать этому руководству не всегда просто».

«Надо сделать все необходимое, чтобы хаосу не было места в бизнесе. И помните, что бережливый путь производства – это процесс непрерывных улучшений», – заключает Олег.

Отчет о втором дне Форума финансовых директоров ритейла Retail CFO 2011

Фотоотчет о Форуме финансовых директоров Retail CFO 2011 

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru.

Текст: Елена Полетаева

Фото: Дарья Полунина 

Наши конференции:


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Материалы по теме:

Комментарии