• Сегодня 18 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.32 руб
  • EUR ЦБ 100.28 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

«Cамодеятельность» не в моде

09.03.2011

Казахстанский рынок fashion-ретейла становится привлекательным для международных операторов, а потребители готовы осваивать новый для себя вид времяпрепровождения – цивилизованный шопинг.

Стоит только прокатиться – по городу, как в глазах начинает рябить от всевозможных вывесок, обещающих скидки в 20, 50, а то и 70% и сообщающих о том, что сейчас «cамые низкие цены в году». А между тем еще три-четыре года назад алматинцы не могли похвастаться таким богатством выбора. Все дело в том, что международные операторы не торопились выходить на казахстанский рынок, потому практически вся брендовая одежда в страну завозилась так называемыми серыми дилерами. Но прошлый год стал переломным. По данным директора управляющей компании ТРЦ «ASIA PARK» (группа компаний «ARCADA») Армана Маханова, со второй половины 2009 года по IV квартал 2010-го на казахстанский рынок зашло более 20 зарубежных брендов.

Так что можно надеяться, что со временем покупатели забудут о таком сомнительном «развлечении», как поход за обновкой на барахолку, и будут наслаждаться покупками в крупных торговых центрах.

Переломный момент

Основными факторами, по которым долгое время международные ретейлеры и всемирно известные бренды не рассматривали нашу страну как перспективный рынок, г-н Маханов называет низкую плотность населения в сочетании со слабо развитой инфраструктурой и значительной территорией. «Кроме того, сложности логистики, по мнению инвесторов, существенно увеличивали бы затраты на ведение бизнеса», – говорит он.

Международных операторов при вхождении на рынок Казахстана также отпугивает и его небольшой размер, низкая покупательская способность и средние доходы населения. Тем более что при этом неизбежны сравнения с 50-миллионным населением Украины и 150-миллионным населением России.

«В свете этих рассуждений хочу привести пример: Louis Vuitton открыл два магазина в Монголии, но ни одного в Казахстане. Есть повод задуматься», – резюмирует г-н Маханов.

Однако прошлый год, когда на казахстанском рынке появилось достаточное количество международных брендов, дает основания полагать, что нынешний год станет для него успешным. «2010 год можно назвать началом оздоровления сектора одежной торговли (ретейла): этому способствовали, с одной стороны, улучшающиеся потребительские настроения населения, с другой – выгодные арендные ставки, сформировавшиеся за время кризиса, которые непосредственно для казахстанского рынка сулят экспансию международных ретейлеров».

Действительно, с начала 2010 года, по данным Агентства РК по статистике, индекс желания покупать начал расти. Стоит отметить, что самый низкий показатель был зафиксирован в октябре 2009 года (-5%). Однако уже к январю нынешнего года он поднялся до отметки +10%, снизившись по сравнению с предыдущим месяцем на один процентный пункт. Менее трети респондентов (29%) в январе 2011 года сообщили об улучшении финансового состояния в собственном домашнем хозяйстве и, соответственно, увеличении спроса на товары длительного пользования по сравнению с предыдущим месяцем. Вместе с тем 19% респондентов отметили ухудшение финансово-экономического состояния своего домашнего хозяйства (в январе 2010-го об этом сообщали, соответственно, 27% и 21%).

Однако, несмотря на то что в прошлом году в Казахстане появилось более 20 зарубежных ретейлеров, конкуренция на рынке fashion-ретейла все еще не сильна. «На данный момент уровень конкуренции на рынке одежного ретейла Казахстана можно охарактеризовать как умеренный», – отмечает Арман Маханов.

По его словам, одежные операторы на казахстанском рынке представлены довольно слабо – порядка 150—180 операторов. В то время как, например, в России данный показатель составляет 1000—1200.

«На наш взгляд, наиболее широко развит и представлен сегмент middle и low middle. Upper-middle представлен слабо, не говоря уж об одежде сегментов Luxury и Premium, – говорит директор управляющей компании ТРЦ “ASIA PARK”. – В основном монобрендовые магазины в Казахстане открывают торговые марки класса “масс-маркет”: MANGO, Mexx, United Colors of Benetton, ZARA, Motivi, Promod, Savage, Naf-Naf, Jennyfer, s.Oliver и прочие. Сегодня для урбанизированной продвинутой молодёжи эти марки и являются своего рода проводниками в мир моды».

В прошлом году магазины ZARA, Massimo Dutty, Bershka, Stradivarius в Алматы открыл один из лидеров мировой fashion-индустрии – группа Inditex. «Кроме того, в Казахстане появились бренды Monsoon, Accessorizes, La Senza, Li-Ning, GAP, Cartefel, OVS, Romana Botta, BHS, Marks & Spenser’s, ALDO, OGGI, Springfield. В дальнейшем можно предполагать, что вхождение брендовых операторов на казахстанский рынок продолжится. В этом плане успешное открытие первых бутиков группы Inditex в Алматы и Астане может расцениваться как своего рода сигнал для остальных зарубежных операторов», – считает г-н Маханов.

Еще одним положительным фактором, способствовавшим росту продаж сетевыми операторами, было увеличение количества распродаж и акций, а скидки начали предоставляться значительно раньше. Помимо этого, в 2009—2010 годах у многих ретейлеров появились дисконтные и outlet-магазины, где можно приобрести одежду прошлых сезонов со скидкой минимум 30%. С одной стороны, появлению подобных магазинов способствовал кризис и, как следствие, снижение покупательской способности. С другой – это общемировая практика: согласно правилам сетевой торговли остатки прошлой коллекции не должны соседствовать с вещами из нынешней в торговом зале.

Профессионалы в выигрыше

В этом году, по данным компании DTZ, в Казахстан планируют завезти порядка 30 брендов.

Одним из факторов, способствующих приходу международных, а также российских игроков на казахстанский рынок, станет Таможенный союз, который полноценно начнет функционировать с начала 2012 года. «Из российских брендовых операторов на рынке уже присутствуют “Маша Цыгаль”, “ТВОЕ”, “POMPA”. В I квартале 2011 года также планируют зайти такие известные бренды, как “Снежная Королева”, Sport Master, RikkiTikki, Modis, “Рив Гош”, – прогнозирует директор управляющей компании ТРЦ “ASIA PARK”. – Как известно, в России сектор ретейла более развит и конкурентоспособен. В результате такого развития событий наши отечественные торговые операторы окажутся в сложной ситуации».

Приход зарубежных игроков заставит казахстанских операторов быть более конкурентоспособными. Времена, когда на рынке fashion-ретейла работали непрофессионалы, не имеющие необходимого опыта и не знакомые со спецификой данного рынка, но желающие инвестировать свободные средства в торговлю, канули в Лету. Сейчас профессионалы уводят клиентов у любителей. «Можно говорить о жёсткой конкуренции между профессиональными продажами и “художественной самодеятельностью” в области продаж», – говорит г-н Маханов.

Кроме того, понимая, что тягаться с такими монстрами fashion-индустрии, как, к примеру, группа Inditex, достаточно непросто, участники рынка более тщательно подходят к выбору коллекций, предоставляемому сервису и конкурентным ценам. Ведь если не обращать внимания на это, в итоге можно остаться не у дел.

Все это дает основания полагать, что через четыре-пять лет доля цивилизованной торговли будет приближаться к 80—90-процентной отметке. В данное время с развитием одежного ретейла в 2010 году доля брендовых и сетевых операторов составляет порядка 30—35 процентов от общего объёма продаж, что отображает заметный рост. Для сравнения: в 2009 году этот показатель составлял 15—20 процентов, отмечает Арман Маханов.

Street retail или ТРЦ?

Участники рынка приходят к пониманию, что цивилизованная торговля приносит больше прибыли. Кроме того, развивается и культура шопинга. Покупатели, выбирая между вещевым рынком и крупными торговыми центрами, стали отдавать предпочтение последним.

Кстати, и брендовые операторы проявляют основной интерес к современным торговым комплексам с удачной концепцией и высокопрофессиональной управляющей компанией.

За прошлый год, по данным компании DTZ, только в Алматы было введено в эксплуатацию более 44 тыс. квадратных метров торговых площадей. Один лишь ТРЦ Mega Alma-Ata за счет строительства новых помещений увеличил арендные площади практически на 4,5 тыс. квадратов. Общее же предложение современных торгово-развлекательных центров в городе составило чуть более 262 тыс. квадратных метров.

«В целом в 2010 году было отмечено оживление как со стороны ретейлеров, так и со стороны покупателей. Большинство девелоперов возобновили работу по приостановленным проектам», – отмечается в отчете компании DTZ.

В нынешнем году в Алматы планируется ввод еще 75 тыс. квадратных метров торговой недвижимости.

Но, невзирая на увеличение предложения, в южной столице все еще сохраняется дефицит качественных торговых площадей. В связи с чем в прошлом году арендные ставки оставались на уровне 2009 года, а в некоторых было зафиксировано незначительное увеличение – на 5—10%.

«Появление на рынке современных торгово-развлекательных центров привлекло большое количество новых брендов, многие ретейлеры расширили свои сети. Однако необходимо отметить, что ряд брендов, такие как Benetton, открывают магазины в формате street reteil, но в то же время сокращают количество магазинов в торгово-развлекательных центрах», – говорится в отчете DTZ.

Street retail – один из самых популярных на Западе видов торговли. По сути, это открытие магазинов на первых этажах жилых и офисных зданий. Но если за рубежом большинство зданий центральных частей города возводилось с учетом того, что первые этажи будут отданы под торговые залы, то в Казахстане подобные сооружения проектируются только сейчас. В ближайшей перспективе здания нового типа будут вытеснять старые магазины советских времен, на месте которых сейчас и располагается почти весь street retail. В основном в формате street retail работают магазины, предлагающие одежду класса «люкс», так как арендные ставки на недвижимость такого класса намного выше, чем в торгово-развлекательных центрах.

В некоторых городах формат street retail поддерживается как дань историческим традициям, привлекающим туристов, а Казахстан сложно назвать туристической Меккой. У подобного формата есть одно неоспоримое преимущество, магазины street retail могут располагаться в тех районах, где по тем или иным причинам нет возможности возводить современные крупноформатные ТРЦ.

Между тем, выбирая ТРЦ с продуманной концепцией, ретейлеры избавлены от риска попасть в «мертвую», малопосещаемую зону. К тому же открытие магазинов формата street retail требует значительно большего уровня капиталовложений не только на этапе открытия, но и эксплуатации, так как возникает необходимость решать все коммунально-бытовые проблемы магазина и поддерживать порядок на прилегающей территории.

Так что открытие магазинов формата street retail, скорее всего, не будет носить в Казахстане массового характера. В целом же рынок fashion-ретейла в этом году ожидает экспансия международных брендов и, как следствие, обострение конкуренции между игроками.

Анастасия Моторина

Эксперт


Комментарии

Защита от автоматических сообщений