Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

09.02.2011

Сегодня даже самые высококвалифицированные специалисты с трудом находят работу. Вакансий стало меньше, рекомендации дают неохотно, а требования к соответствию опыта работы возросли. Это три основных фактора, которые могут не позволить потенциальному CFO занять очередное место.

Недавнее исследование Crist Kolder Associates (компания по рекрутингу топ-менеджеров) показало, что 75% финансовых директоров были наняты на эту должнсоть из числа внутренних кандидатов. Это самый высокий показатель начиная с 1995 года. Более того, из опрошенных 668 компаний только 12% готовы были нанять новых CFO в 2010 году. Два года назад их было 20%.

Что касается генеральных директоров, то потребность в них достигла низшей отметки за последние пять лет. Это еще более усложняет положение СFО, желающих получить новую работу: обычно около 50% вновь нанятых генеральных директоров в первые три года привлекают CFO извне.

С наибольшими трудностями могут столкнуться те финансовые директора, которые по тем или иным причинам внезапно покинули работу, и теперь хотят вернуться в штат.

Например, 49-летний Гарри Стар знает об этом не понаслышке. Он успешно содействовал продаже консалтиноговой компании, в которой работал, после чего покинул должность. И был очень озадачен, когда, активно занявшись поисками нового места, обнаружил, что «если ты безработный, твою кандидатуру просто не рассматривают».

Хотя его приглашали на интервью, и ему удалось получить работу по договору подряда, найти штатную позицию он так и не смог. Как же объяснить такую незаинтересованность работодателей? «Им требуются те, кто соответствует требованиям на сто процентов, – говорит Гарри Старр. – Так, юридическим компаниям требуются только финансовые директора с опытом работы в юридической отрасли». Однако то, что он работал в сфере профессиональных услуг, выполнял аналогичные обязанности и имеет необходимые навыки, не помогло убедить работодателей.

Старр оставил попытки убедить в чем-либо менеджеров по персоналу. «Это бесполезно, – говорит он. - Можно найти весомые аргументы, но иногда нужно остановиться». Разумнее поддерживать контакт с теми, кто может рассказать о новых вакансиях или подкинуть подрядную работу, заключает Старр.

Другой соискатель, 44-летний Скотт Фальтон, столкнулся с более обескураживающим определением: «слишком квалифицированный». То, что его квалификация выше требуемой, стало главным препятствием для прохождения конкурса. «Большинство компаний четко сфокусировано на том, что им нужно», - жалуется Фальтон.

Совсем недавно ему пришлось убеждать крупную публичную компанию, что он подходящая кандидатура на должность директора по казначейству. Согласно иерархии эта должность на несколько позиций ниже, чем та, которую он занимал. Но эта работа была бы для него первой в крупной компании, а зарплата осталась практически такой же, как на предыдущем месте работы.

«Я-то думал, что мой опыт выгодно отличает меня от других кандидатов. И я знаю, что отлично справился бы со стоящими задачами. Неужели компании готовы платить такие деньги за работу, которая не столь уж значима?».

Долгое время считалось непреложной истиной: чтобы «продать себя», нужно показать работодателям свою уникальность. Но в наши дни трудно предугадать, что именно может сработать. Фальтон, к примеру, несмотря на 17-летний опыт работы в коммерческом строительстве не подошел компании из смежной отрасли (отопление и вентиляционные системы). А его трехлетний опыт в промышленной сфере никак не способствовал тому, чтобы его приняли на работу в производственную фирму. Одной компании он даже предлагал бесплатные консультации, чтобы доказать свою квалификацию. «Они так и не ответили на мои звонки», - говорит он.

Кто вы?

Чтобы преуспеть в поисках работы, специалисты рекомендуют узнать, каковы тренды на рынке труда, и провести «ребрендинг». И хотя это может напоминать уловку из арсенала маркетологов, беспокоиться не стоит: вам не придется писать на лбу «Новый и Улучшенный». «Персональный бренд строится на последовательном поведении, - объясняет Патти Азарелло, консультант по менеджменту и брендингу. - Это способность давать окружающим последовательное представление о себе».

Ваш потенциальный босс хочет услышать как вы способствовали росту доходов (например, выявляя новые рынки или объекты приобретения), какие стратегические решения вы принимали для того, чтобы увеличить прибыль компании?

Старр, чьи задачи на предыдущей работе были связаны в основном с сокращением расходов, на собеседовании сделал акцент на более раннем опыте. «Я рассказывал о своих прежних должностях, где мне удалось увеличить валовую прибыль и повысить рентабельность. Каждой компании необходимо составить представление о том, как она будет расти».

Ваша задача на собеседовании – показать работодателю, как вы можете вписать в компанию. Пэм Ласситер, автор недавно переизданной книги The New Job Security, предлагает провести небольшое маркетинговое исследование – узнать через знакомых, с какими проблемами в последнее время сталкиваются потенциальные работодатели: M&A или вхождение на новый рынок. «Вам следует представить свой опыт в соответствии с текущими потребностями, - советует Ласситер. - Иначе вы рискуете долго просидеть без дела».

Социальные сети для CFO

Бен Парамор, опытный финансовый руководитель, давно освоился в интернете. У него полноценный профиль в LinkedIn, страничка в Facebook и собственный сайт, на котором он ведет блог и размещает статьи. Однако за последние три месяца он открыл для себя новые возможности поиска работы в интернете.

Парамор считает, что его онлайн-присутствие весьма выгодно – как минимум оно помогает получить приглашения на собеседование. Два из пяти заинтересовавших его предложений он получил от людей, которые нашли его в сети. Особенно полезен оказался в этом смысле LinkedIn. А собственный сайт позволяет лучше представить потенциальным работодателям и хедхантерам его взгляды на бизнес и детально описать профессиональный опыт.

А что было малоэффективным? Сайты по поиску вакансий, заполнение анкет в интернете и «холодные» рассылки резюме. «Мои попытки наладить контакт не находили никакого отклика, если со мной не были знакомы прежде». Парамор экспериментировал, отправляя резюме в различные компании просто, чтобы увидеть, ответит ли хоть кто-нибудь. Никто не ответил. «Это все равно, что писать в пустоту», - говорит он. Как ни странно, две предложенных вакансии (одну из которых он, не колеблясь, выбрал - контроллер большого промышленного предприятия)пришли к нему старым добрым способом: через деловые контакты, которые он завязал до поиска работы.

Итак, что же делать финансовому директору на перепутье? Мы попросили нескольких экспертов рассказать, как на полную мощь использовать возможности социальных сетей.

Профиль: лучше меньше, да лучше

Многие эксперты рекомендуют стать активным участником сети LinkedIn, поскольку это одно из самых популярных деловых сообществ в интернете. Но что значит «активным»?

Для начала заведите лаконичный и ясный профиль. «Вам ведь не нужно, чтобы ваше «бумажное» резюме выглядело слишком рекламным. Так же надо поступать и в LinkedIn», - говорит Чак Элридж, рекрутер из Korn/FerryInternational, специализирующийся на поиске финансовых топ-менеджеров. – Порой мне достаточно имени и должности. Такие «украшения», как цели и рекомендации, не особенно полезны рекрутерам, ведь вы не можете хорошо узнать другого человека до тех пор, пока не пообщаетесь с ним». Он говорит, что не читает рекомендации в LinkedIn и просит кандидатов пересылать их сразу к нему.

Еще одна хорошая идея - заполнить свой профиль так, чтобы он выделялся среди остальных. Синди Крафт, коучер, специализирующийся на работе с финансовыми топ-менеджерами, рекомендует наполнять профили собственными презентациями, различными видеоматериаламии т.д. «Это может создать о вас мнение как об эксперте, - говорит она. – И благодаря этому вас легко смогут найти через поисковую систему Google».

В социальных сетях существуют дополнительные опции, предназначенные специально для финансовых директоров, скажем группы в LinkedIn, вступить в которые можно только по приглашению, например CFO Club Russia. «Такие группы – отличная возможность улучшить свои коммуникативные навыки», – отмечает Крафт.

CFO могут усилить свое «медиа-присутствие», разработав собственный сайт или став более активным пользователем социальных сетей Facebook и Twitter. Но, как считают эксперты, в большинстве случаев такая активность не обязательно должна быть сфокусирована исключительно на поисках работы. Главное преимущество в том, что этот ход позволяет кандидатам представить наиболее полную картину о себе.

«Когда параллельно рассматривают двух-трех квалифицированных кандидатов, все сводится к тому, насколько каждый располагает к себе», Убедительная страничка в Facebook может существенно повысить ваши шансы и показать, что вы говорите на одном языке с молодым поколением. Ведь подчиненные финансовых директоров обычно вовлечены в эти сети очень активно.

Не пренебрегайте личным общением

И последнее: не стоит ожидать, что онлайн-присутствие непременно приведет к вам рекрутеров - разве что косвенно, через ваш круг контакоов в сети. «LinkedIn – очень полезный инструмент, однако он не меняет правила игры - говорит Элдридж. - Если кандидат не продвигает себя в сети, я не стану рассматривать это как недостаток. Я отмечу это как некую особенность. Но само по себе присутствие или отсутствие кандидата в сети не влияет на окончательный выбор» - говорит он.

Поэтому важно поддерживать и живое общение с сообществом. Посещайте конференции и другие мероприятия, так вы сможете быть в курсе всех новостей, знать, что где происходит. На мероприятиях гораздо проще завязывать знакомства, которые впоследствии можно развить в социальных сетях.

Джош Хайят

CFO 



Материалы по теме:

Статьи
Комментарии