Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Анатолий Слюсарь, «РусГидро»: «Представьте себе, что вы сидите за столом с несколькими коллегами и ведете свободный профессиональный разговор»

Анатолий Слюсарь, «РусГидро»: «Представьте себе, что вы сидите за столом с несколькими коллегами и ведете свободный профессиональный разговор» 20.02.2018

Мы продолжаем рубрику «Советы по выступлению на конференциях», в которой лучшие спикеры CFO Russia поделятся секретами мастерства. В своих интервью они расскажут, как сделать свое выступление ярким и интересным для слушателей, как подготовить максимально эффектную презентацию, как получить самые лучшие оценки от коллег.

На этот раз своими советами поделится лучший спикер десятой конференции «Корпоративные системы риск-менеджмента» Анатолий Слюсарь, заместитель директора департамента корпоративных финансов по страхованию «РусГидро».

Как подготовиться к выступлению, чтобы оно было интересно не только докладчику, но и слушателям?

Поставить себя на место слушателей. Попытайтесь найти какую-то идею, «изюминку», которая может быть интересна аудитории, и сосредоточьтесь на ней.

Каковы слагаемые успешного выступления на конференции?

Полагайтесь на опыт, а не на теорию. Если мне предлагают сделать доклад на тему, которую я не знаю достаточно хорошо, то я стараюсь отказаться или изменить тему выступления.

Выступление — не рассказ о достижениях, как у Чебурашки на открытии детского сада: «Ну вот мы строили, строили и, наконец, построили». Можно поднимать проблемы, которые не имеют решения, ведь докладчик не обязан говорить только об успехах. Конференция — это не отчетное собрание на работе и не сдача курсовой в учебном заведении, а площадка для общения профессионалов. Поэтому и цель — не прочитать теорию или отрапортовать об успехах, а обсудить проблемы. Хотя, если опыт успешен и есть чем поделиться, то — вперед. Такие доклады приятно слушать.

Какова роль презентации — фон или основная часть выступления, стоит ли оживлять ее картинками и схемами?

Я вижу две крайности. Первая — использование текстового документа, который переводят в формат презентации. Такое можно видеть, например, в организациях с «бюрократическим» стилем управления. Вторая — излишне символичное графическое представление материала. Это хорошо, когда слушаешь презентацию, но если хочешь обратиться к ней через полгода или год, то картинки уже не будут ни с чем ассоциироваться. Лучше выбрать золотую середину.

Можно использовать диалог с залом. Обратитесь к кому-то с вопросом. Иногда это приводит к тому, что некоторые участники просыпаются от послеобеденного сна. Только не подводите вашего возможного собеседника. Либо вы должны быть уверены в нем и его возможности ответить, либо предупредите его.

Как морально подготовиться к публичному выступлению?

Мне приходилось выступать на конференциях много раз. Казалось бы, пора уже привыкнуть, но до сих пор мне не удается избежать волнения. Обычно стараюсь либо прийти в зал, где будет выступление пораньше, чтобы привыкнуть, либо в перерыве подойти к месту выступления, посмотреть оттуда на аудиторию и осмотреть места, для слушателей: можно ли оттуда видеть слайды своей презентации.

Стоит ли репетировать доклад перед выступлением?

Мне кажется, перед выступлением доклад лучше проговорить пару раз. Во время первого раза, как правило, с удивлением обнаруживаешь так называемые слова-паразиты. Вторая проблема, которую можно убрать посредством репетиции касается тайминга. Правда, график работы не всегда позволяет выкроить время для отработки выступления.

Расскажу случай про хронометраж. Один пожилой бюрократ перед презентацией на совете директоров одной крупной компании предупредил меня: «Вас спросят, сколько нужно времени для доклада. Вы скажите, что нужно 20 минут. Вам ответят, что необходимо уложиться в 10. Вы скажите „хорошо“. После чего смело можно докладывать 15 минут». Не нужно и говорить, что все прошло ровно так, как он и говорил. Но после этого я на всю жизнь уяснил ценность хронометража.

Можете дать совет тем, кто выступает впервые?

Постарайтесь не волноваться. Представьте себе, что вы не стоите на трибуне перед несколькими десятками людей, а сидите за столом с коллегами и ведете свободный профессиональный разговор. Мне кажется, что шутки и юмор тоже могут быть частью доклада, они позволяют снять напряжение. Слушатели часто запоминают истории с долей юмора. Один преподаватель, у которого я в свое время учился по курсу «Банковское дело» каждую свою лекцию начинал фразой «Был такой банк. Он уже разорился». Далее следовала история из жизни этого банка. Теория со временем стала забываться, а истории остались. И каждая по теме. Можно попробовать записать себя на диктофон и затем прослушать. Запись позволяет корректировать свое выступление.

Еще один прием, который может оживить конференцию, это ролевая игра. В ней могут участвовать несколько человек. Однажды мне пришлось участвовать в конференции, посвященной юридическим вопросам урегулирования страховых претензий. Дело было в Лондоне. Конференция обещала быть скучной, с монотонными докладами. Но в конце организаторы придумали очень оригинальную штуку. Была разыграна сцена суда. Решался вопрос ответственности авиакомпании за пролитый горячий кофе официантом в кафе аэропорта в «чистой зоне». Был истец, были судьи в париках, выступали свидетели, прокурор. Шутка и серьезный вопрос одновременно. Все осталось в памяти. А было бы сухое выступление с освещением вопроса — забылось бы через несколько дней.

Юлия Сильченко

Наши конференции:


Комментарии