Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Международной конференции «Контроллинг: от финансовой отчетности – к управлению компанией» (День 2)

Отчет о Международной конференции «Контроллинг: от финансовой отчетности – к управлению компанией» (День 2) 22.10.2010

24 сентября 2010 года состоялась международная конференция «Контроллинг: от финансовой отчетности к управлению компанией», организованная порталом CFO-Russia.ru и Клубом финансовых директоров. Партнером мероприятия выступила компания Synaptris Dashboard Systems.

В рамках конференции выступило 16 топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний (МТС, «Инспекторат Р», Tchibo CIS, «Белый ветер Цифровой», «Автомир», Кировский завод и других). По результатам анкетирования делегатов, мероприятие прошло на высоком содержательном уровне.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru.

День 2

Андрей Кириллов, экс-финансовый директор News Outdoor Russia, открыл первую секцию второго дня конференции, выступив с докладом «EVA: теоретическая игрушка или полезный инструмент?».

«Economic value added является универсальным интегральным показателем, отражающим динамику развития бизнеса компании, - говорит Андрей. - EVA очень удобно использовать в трех случаях: для применения в мотивационных схемах руководителей высшего звена, для оценки эффективности деятельности компании и для оценки целесообразности инвестиций. Эта методика широко используется во всем мире, но у нас широкого распространения не получила. Многие просто не понимают, зачем использовать EVA, eсли есть NPV анализ.Но, на мой взгляд, расчёт EVA по многим показателям гораздо проще и удобнее, чем NPV».

Как рассказал Андрей, методика EVA была запатентована компанией Stern Sewart & Co и базируется на 4 «М»:

  • Measurement (измерение) – расчет показателя EVA на основе сформированной управленческой отчетности;
  • Management (управление) – внедрение EVA в систему управления, включая процесс принятия решений и организацию;
  • Motivation (мотивация) – построение системы премирования менеджеров во взаимосвязи с ростом EVA;
  • Mindset (мышление) – популяризации концепции и распространение ее с уровня высшего менеджмента на как можно большее число сотрудников компании. Формирование «нового мышления», направленного на максимизацию EVA.

«Основное необходимое условие внедрения этой методики – готовность собственника разделить успех деятельности компании с ее работниками, – считает Андрей Кириллов. – При этом чем выше уровень сотрудника в организации, тем более ярко должно быть выражено чувство со-собственности: от премий к stock driven bonuses, а от них – к stock option plans. Мотивация, направленная на достижение целевого показателя EVA, – очень важный момент. Но, поскольку у менеджеров часто бывает соблазн манипулировать величиной EVA через управление текущими затратами, это может привести к разбалансировке общей эффективности. Поэтому системы управления и мотивации на основе EVA должны быть интегрированы в общую систему KPI компании. И самое главное, что нужно помнить, - «жизнь по EVA» не начнется в один миг – это долгий и иногда мучительный процесс перестройки организации».

Дмитрий ПотапенкоДмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, выступил с докладом «Персонал 2010: новые реалии»и рассказал о том, какобеспечитьнепрерывность бизнеса в период кризиса.

«То, что называют кризисом – не грипп и не наводнение, – говорит Дмитрий. – Этим невозможно переболеть, переждать это или перетерпеть. Это явление глобального падения спроса на любую продукцию и услуги. Поэтому для того, чтобы не дать бизнесу заглохнуть, надо начать действовать уже сегодня: создать антикризисный комитет, определить стратегические и тактические цели компании и разработать план действий по всем направлениям деятельности: финансы, бизнес-процессы, маркетинг и работа с клиентами».

По мнению Дмитрия, очень важно создать единую корпоративную культуру работы с клиентами. «В компании разработаны подробные алгоритмы действия наших сотрудников, – говорит Дмитрий Потапенко. – Надо заметить, что мы не только обучаем персонал технике продаж, но и объясняем цели и задачи работы компании, знакомим с ее организационной структурой, предоставляем возможности обучения и повышения квалификации».

В группе компаний Management Development Group развита система мотивации персонала. Зарплата, по мнению Дмитрия Потапенко, является значимым фактором привлечения на работу. Кроме того, в системе мотивации не последнюю роль играетпремирование. «Квартальные и годовые бонусы мотивируют на достижение кратко- и среднесрочных результатов, и позволяют гибко реагировать на изменение целей компании, - считает Дмитрий. - Но есть сложность «увязывания» показателей эффективности менеджера с показателями эффективности бизнеса и риск субъективности в оценке достижений менеджера».

Максим ТарасенкоМаксим Тарасенко, управляющий директор по финансам и администрированию Tchibo CIS, выступая с докладом «Как заставить контроллинг работать», рассказал о возможных ошибках при построении системы контроллинга и о способах их исправления.

«Контроллинг – это не мода, а необходимость. Поэтому, прежде чем организовывать систему контроллинга на своем предприятии, сформируйте правильное понимание его целей и задач, и это поможет избежать многих типичных ошибок», - считает Максим Тарасенко.

Среди типичных ошибок работы отдела контроллинга Максим выделил: отсутствие единого понимания целей и терминов, избыточное или недостаточное количество информации, неправильный выбор базы для информации, а также передачу ответственности за бюджет подразделениям без оперативного контроля.

«При передаче ответственности в отделы возникает дублирующая система контроллинга в отделах, не контролируемая вами, ответственность иллюзорно лежит на отделах, и возникают смешения в стандартных подходах. Но контроллинг процесса не может быть частичным. Простое понимание, что только контроллинг полностью отвечает за бюджет, все расставляет на свои места. Наличие контроллеров только в контроллинге, а не в отдельных подразделениях и работа напрямую с подразделениями помогает наладить цепочку ответственности», - считает Максим Тарасенко.

При построении контроллинга, по словам Максима Тарасенко, важен систематический подход, охватывающий все уровни предприятия. «Идеальный контроллинг должен базироваться не на законодательных актах, а на формах, помогающих раскрыть информацию наилучшим образом. Он должен быть ориентирован на понимание процессов и способствовать поиску путей достижения целей», - говорит Максим Тарасенко.

Леонид СиротининЛеонид Сиротинин, руководитель управления финансового контроллинга и корпоративной отчетности компании «Евросеть», выступил с докладом «Как с помощью контроллинга повысить качество планирования и прогнозирования?»

Как рассказал Леонид Сиротинин: «При формировании бюджетов отдел финансового контроллинга практически не был задействован. Ключевые показатели деятельности, подготовка бюджетов по доходной и расходной частям, бюджетов BS, CF, Capex – все это в основном определялось отделом стратегического планирования и бюджетирования. Поэтому в финансовом контроллинге не было четкого представления о целях компании и деталях наполнения бюджетных показателей. В результате бюджетные показатели не всегда исполнялись корректно, а у руководства не было целостного понимания о необходимости корректировки целей. В компании решили пересмотреть роль финансового контроллинга в бюджетном процессе. Теперь он непосредственно участвует вопределении ключевых показателей деятельности, подготовке бюджетов и детализации бюджета по филиалам, продуктам и т.п».

С расширением функций отдела финансового контроллинга в компании «Евросеть»:

· целевые и бюджетные показатели формируются более качественно;

· предоставляются целостный анализ полученного финансового результата и мотивированные суждения по необходимым корректировкам целевых показателей.

Ульф БаккмайерУльф Баккмайер, директор по контролингу «МТС», выступая с докладом «Оценка эффективности системы контроллинга», обозначил основные задачи отдела контроллингав системе управления компанией. «Ключевые задачи отдела в«МТС» на сегодняшний день состоят в том, чтобы обеспечить информирование руководства о текущем состоянии бизнеса, обеспечить соответствие текущей деятельности стратегии и бюджету компании, а также гарантировать соблюдение интересов акционеров», - говорит Ульф Баккмайер.

По мнению Ульфа, для успешного функционирования контроллинга в компании требуется:

· восприятие сотрудниками контроллинга как единого центра по созданию методологии и сопровождению финансовых решений внутри компании;

  • высокая достоверность данных в бухгалтерских системах и системах поддержки управленческих решений;
  • качество, профессиональный уровень персонала;
  • централизация методологической функции (внутренние регламенты), развитие унифицированной бюджетной модели, наличие единого источника управленческой информации;
  • высокая степень автоматизации процессов контроллинга.

Ульф Баккмайер также рассказал об инструментах контроллинга, необходимых для успешного выполнения задач, и об основных методах оценки эффективности контроллинга.

Анастасия АнтоненковаАнастасия Антоненкова, финансовый директор компании АКРИХИН, рассказала о роли финансового отдела в реализации задач бизнеса. Функциональная структура финансового отдела компании АКРИХИН, по словам Анастасии, включает в себя бухгалтерию, контроллинг и управленческий учет, казначейство. Основной целью работы финансового отдела в 2009 году было добиться прозрачности бизнеса и сформировать информационную основу для принятия своевременных и эффективных управленческих решений.

Для этого были реализованы проекты по реструктуризации службы и системы управленческого учета и отчетности: проведена ротация кадров, проведено перераспределение задач контроллинга и обеспечена взаимозаменяемость сотрудников по блоку ключевых задач. Кроме того, в компании была создана единая система управленческой отчетности и осуществлен переход на информационную платформу Navision.

В результате проведенных изменений в финансовом отделе компании АКРИХИН:

· построена прозрачная система управленческого учета и отчетности, направленная на удовлетворение потребностей менеджмента в достоверной финансовой информации о деятельности компании;

· организована поддержка менеджеров всех уровней в предоставлении информации, необходимой для управления в их сфере деятельности.

Роман БорисовРоман Борисов, финансовый директор компании Premium Retailers,выступил с докладом «Контроллинг как инструмент управления операционной эффективностью в ритейле». Роман рассказал о том, как строится работа с операционной эффективностью в компании и выделил основные преимущества методики контроллинга, принятой в Premium Retailers.

При работе с компонентами эффективности бизнеса, по мнению Романа Борисова, важно найти разумный компромисс между всеми заинтересованными лицами, а также компромисс между ресурсами, компетенциями и рыночными возможностями.

Как сообщил Роман, в Premium Retailers существует три уровня показателей для работы с операционной эффективностью:

  • компания в целом;
  • отдельные проекты: Apple, Nokia, Sony, Lego и др.
  • организационные подразделения, такие как департамент маркетинга, департамент финансов и прочие.

«Также для работы с операционной эффективностью помимо этих трех уровней показателей мы добавили уровень нормативов для формирования бюджета и оперативного контроля исполнения бюджета их держателями: нормативы приобретенных и расходуемых ресурсов, нормативы операционной прибыли на 1 кв. метр магазина и т.д.», - делится опытом Роман Борисов.

В результате работы с операционной эффективностью компания Premium Retailers вышла на стабильное исполнение плана по прибыли; сократила время бюджетирования с 1 месяца до 2-х недель; получила возможность ставить задачи структурным подразделениям компании в понятном им формате; изменила методику контроля за исполнением бюджетом.

«Теперь исполнение бюджета контролируется по нормативам и не зависит от объемных показателей бизнеса», - объясняет Роман Борисов.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru.

Елена Полетаева



Материалы по теме:

Комментарии