Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Лизинг поднимается с колен

23.08.2010

В 2010 году банки, в принципе, готовы финансировать лизинговые сделки в больших, чем в предыдущем году, масштабах, но активно работают с финансовой арендой только кредитные учреждения, имеющие дочерние лизинговые компании. Впрочем, таких сегодня на рынке очень много, они занимают до двух третей всего его объема и не испытывают проблем с ликвидностью и, следовательно, с финансированием сделок. «Более того, зачастую банки охотнее предлагают компаниям именно лизинговое финансирование в случае, если клиенту необходимо приобретение основных средств. Все дело в том, что объект лизинга остается в собственности банковской группы, что снижает риски на потери по ссудам и делает весь процесс более удобным и быстрым для клиента. Не следует также забывать и о налоговых льготах, которые дает лизинг», — говорит Сергей Райлеан, генеральный директор BSGV Лизинг.

«Банки заинтересованы в размещении средств в проекты с приемлемым уровнем риска. Мы рассматриваем лизинговые компании как финансовых посредников между банком и потенциальным клиентом. Они осуществляют предварительный анализ рисков по сделке и предлагают оптимальные, с их точки зрения, условия. Таким образом, лизинговые компании — дополнительный канал продаж для банка», — отмечает Юлия Голыгина, старший вице-президент Росбанка.

По словам Ирины Крыловой, гендиректора компании «Абсолют Лизинг», лизинговые компании разделились на «живые» и проблемные: «Первые выстояли и могут рассчитывать на банковскую поддержку, пусть даже умеренную, и уже запускают продажи. Вторые продолжают испытывать серьезные трудности».

Как и в 2009 году, банки анализируют финансовые показатели деятельности лизинговых компаний, в том числе размер и структуру лизингового портфеля, качество и сбалансированность по срокам кредитного и лизингового портфелей, прибыльность, рентабельность, размер собственного капитала и источники его формирования, соотношение объема финансируемой сделки с объемом всего лизингового портфеля компании. Риски снижаются, так как количество лизингополучателей с просроченной задолженностью уже не растет. Но банки по-прежнему готовы финансировать лизинговые сделки только с финансово устойчивыми лизингополучателями.

Какие отрасли предпочтительны?

Кризис наиболее серьезно затронул базовые отрасли промышленности, металлургию, строительный сектор, автотранспорт. Ощутимо сократились железнодорожные и авиаперевозки. Самое серьезное сокращение объемов зафиксировано в 2008 году в сегменте лизинга железнодорожного транспорта. В 2009 году железнодорожная и авиатехника отвоевали утерянные лидерские позиции, чего нельзя сказать о лизинге легкового и грузового автотранспорта, а также строительной техники. Финансовая аренда автомобилей после рекордного падения продаж в первой половине 2009 года начала восстановление во второй половине 2009 — начале 2010 годов.

По итогам 2009 года отрицательную динамику по объему сделок продемонстрировали 33 сегмента рынка из 37 выделяемых агентством «Эксперт РА» в рамках своих исследований. Положительные темпы прироста наблюдались лишь в четырех сегментах рынка. При этом если в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и техники для авиационной отрасли позитивный прирост — следствие эффекта «низкой базы», то в сегментах морских и речных судов, а также оборудования для газодобычи действительно были реализованы крупнейшие сделки за последние три года, говорят в компании «Газтехлизинг».

Банки готовы работать с компаниями всех секторов экономики с хорошим финансовым состоянием и понятными перспективами развития. Отраслевые предпочтения по финансированию лизинговых операций сместились в сектора, продемонстрировавшие лучшую устойчивость в период кризиса, а также те, в которых наблюдается быстрое восстановление спроса. В первую очередь это экспортоориентирорванные сектора, получающие поддержку за счет государственного финансирования, рассказывает Юлия Голыгина (Росбанк). Однако наличие положительных экономических тенденций не всегда означает готовность конкретного банка кредитовать компании данного сектора. Управление кредитным портфелем банка также налагает свои отпечатки на приоритетность отраслей. Лизинговые компании сегодня работают с учетом этой специфики.

Перспективные направления

Лучшие клиенты в 2010 году работают в секторах экономики с господдержкой. А если в качестве лизингополучателя выступает компания с государственным участием, то привлечение кредитных ресурсов по таким сделкам возможно на весьма выгодных условиях. В свою очередь, игроки российского лизингового рынка, работающие с компаниями негосударственного сектора, отмечают, что все более привлекательной для лизинга становится отрасль торгового оборудования.

Анатолий Балыкин, представитель Группы лизинговых компаний «Бизнес Альянс», ставит по главу угла качество клиентов. Если компания стабильная и прибыльная (не принципиально, малая она или крупная), а проект интересный и хорошо структурированный, то он будет профинансирован вне зависимости от того, идет ли речь об эксклюзивном энергетическом оборудовании или о простой легковой машине. Безусловно, есть различия в политике формирования кредитных портфелей банками — кому-то интересна крупная энергетика, кто-то более охотно входит в инновационные проекты, кто-то в большей степени ориентирован на малый и средний бизнес. Но, в конечном счете, все определяется качеством клиента и проекта.

По мнению Сергея Райлеана (BSGV Лизинг), наиболее популярный традиционно — лизинг автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта. Это наиболее простой и прозрачный вид лизинга, хорошо урегулированный законодательно, характеризуемый высокой ликвидностью объектов финансовой аренды. Этот вид лизинга предоставляют абсолютно все компании. Менее распространен лизинг оборудования, так как и платежеспособный спрос здесь ниже, и готовность компаний финансировать приобретение различного оборудования не так высока, в связи с тем, что многие его виды либо имеют очень низкую ликвидность, либо вовсе не могут быть перепроданы и повторно установлены на производстве. В зачаточном состоянии до недавнего времени находился лизинг недвижимости, в основном из-за несовершенного законодательства. Тем не менее, этот вид лизинга имеет колоссальный потенциал и, скорее всего, уже через несколько лет опередит по объемам все остальные виды лизинга вместе взятые.

Лариса Власова, генеральный директор компании CARCADE Лизинг, обращает внимание, что банки заинтересованы в ликвидных предметах лизинга, которые легко реализуются на вторичном рынке, например, легковые и грузовые автомобили. Из отраслей она выделяет сферу торговли и говорит об уменьшении доли строительных и финансовых организаций в портфелях лизинговых компаний.

Многие участники рынка лизинга уверены, что отрасль коммунального хозяйства — одна из главных точек роста для лизингового рынка, выяснил «Эксперт РА». Среди сегментов рынка с наименьшей долей в портфеле лизингодателей, лизинг оборудования для ЖКХ, по мнению большинства топ-менеджеров (40%) нуждается в дополнительном стимулировании и должен использоваться более масштабно. Еще 28% экспертов считают недооцененным сегментом, применение лизинга в котором должно быть существенно расширено, сегмент водного транспорта (речных и морских судов).

Лизинг vs кредитование

Вопреки оптимистичным прогнозам монетарных властей и несмотря на прямые указания от правительства, у банков плохо получается наращивать кредитные портфели. Избыточная ликвидность идет на фондовый рынок и на межбанк. Можно ли рассматривать лизинг как значимый канал финансирования реального сектора и способен ли он в этом качестве составить конкуренцию прямому кредитованию?

В «Газтехлизинге» считают, что, сравнивая прямое кредитование корпоративного сектора с опосредованным кредитованием через лизинговую компанию (предоставление заемного финансирования лизинговой компании для реализации сделок с участием корпоративного сектора), можно выделить следующие основные преимущества финансирования лизинга с точки зрения банков. Во-первых, лизинговая компания, как правило, финансирует не единичные сделки, а пул однородных сделок, объединенных, например, по типам лизингополучателей. Это позволяет банку, предоставляющему кредитные ресурсы, диверсифицировать риски по кредитному портфелю и одновременно минимизировать временные и иные издержки на подготовку кредитной сделки, поскольку на стороне заемщика выступает одна лизинговая компания, а не несколько лизингополучателей.

Во-вторых, лизингодатели, формирующие свой портфель заказов, облегчают банкам путь к интересным инвестиционным проектам, осуществляя их профессиональный отбор с учетом сложившихся требований кредиторов к заемщикам. После кризиса лизинговые компании начали более внимательно оценивать платежеспособность компании лизингополучателя. В свою очередь, банки заинтересованы финансировать в длинные и доходные инвестиционные проекты, которые прошли хорошую предварительную проверку на предмет минимизации рисков.

Однако Юлия Голыгина (Росбанк) отмечает, что, как правило, банкам интереснее работать с корпоративным заемщиком напрямую, так как наличие посредников препятствует возможности кросс-селлинга, а также в ряде случаев не уменьшает риски по сделке. По мнению Сергея Райлеана (BSGV Лизинг), лизинг никогда не превзойдет классическое кредитование по объемам, но его роль будет постепенно возрастать, наряду с другими новыми для России, но высокоэффективными в различных частных ситуациях видами финансирования — факторингом, аккредитивами, гарантийными операциями и т. д. Кредитование не может учитывать всех тонкостей ведения бизнеса, а вышеназванные разновидности финансирования разработаны специально под отдельные нужды и потребности рынка, подходят им наилучшим образом и предлагают, в конечном счете, более выгодные условия.

По сравнению с кредитованием финансовая аренда на сегодняшний день остается крайне привлекательной для компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты, которые предусматривают существенное обновление основных фондов. В инфраструктурных секторах, энергетике, телекоме такие проекты есть. Высокий интерес к лизинговым сделкам ощущается у среднего бизнеса, где, как правило, наиболее востребован лизинг автотранспорта, говорит Ирина Крылова («Абсолют Лизинг»).

Лариса Власова (CARCADE Лизинг) отмечает, что банки видят большие риски при кредитовании заемщиков из сегмента малого и среднего бизнеса, и получить кредит небольшой компании или индивидуальному предпринимателю зачастую не просто сложно, а фактически невозможно. Услуга лизинга «ближе» к малому и среднему бизнесу за счет более доступного финансирования, а также простого и быстрого оформления лизинговой сделки. И при условии, что предприятие находится на общей системе налогообложения, еще и выгоднее за счет налоговых преференций. Поэтому в среднесрочной перспективе доля лизинга в общем объеме финансирования МСП будет расти, особенно если успешно заработают программы господдержки малого и среднего предпринимательства.

Лизинг находится на стыке между рынком заемного капитала и реальным сектором. Будущее лизинга зависит от доступности рынков капитала для заемщиков и от намерений реального сектора модернизировать производственные активы и расширять инвестиционные программы. Невозможно рассматривать финансовую аренду в отрыве от банковского кредитования — доминирующего источника финансирования деятельности лизинговых компаний. Не существует предпосылок к такому положению, когда кредитование корпоративного сектора буксует, а лизинг при этом растет утроенными темпами. Проблема насыщения корпоративного сектора финансовыми ресурсами как таковыми, вне зависимости от конкретных источников или инструментов, — общая для всего рынка. Негативные последствия кризиса еще ощущаются. Но в целом участники рынка верят в хорошие перспективы лизинга.

Елена Бродская

Банковское обозрение  


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии