Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Курортный роман с лизингодателем

09.08.2010

Модернизация производства и повышение энергетической эффективности наряду с крупными стройками, такими как проект «Сочи–2014», помогут реанимировать отрасли лизинга промышленного и энергетического оборудования. По крайней мере, на это очень надеются участники рынка.

Наибольшую глубину падения в условиях кризиса показали прежде всего такие сегменты, как лизинг автомобильной и дорожно-строительной техники, признают все опрошенные нами эксперты. Однако не намного лучше положение было и у направления финансовой аренды промышленного и энергетического оборудования. «Предприятия в период кризиса свернули свои инвестиционные программы и приостановили обновление основных фондов, – объясняет причины кратного падения числа сделок по данному направлению финансовый директор ЗАО «Центр-Капитал» Елена Адамова. – Многие крупные и средние промышленные компании испытывали недостаток как собственных, так и заемных средств и не хотели отвлекать даже незначительные финансовые ресурсы на закупку или модернизацию своего оборудования».

Гораздо важнее в период кризиса было сохранить предприятие как действующий комплекс, постаравшись при этом избежать социального взрыва, который мог случиться в результате сокращения численности занятых на производстве сотрудников. Поэтому еще год-полтора назад мало кто из владельцев промышленных предприятий задумывался об обновлении основных производственных фондов. При этом большинство лизинговых компаний также имели трудности с финансированием и не были готовы закупать и передавать в лизинг дорогостоящее, но неликвидное оборудование. Ведь в случае наступления неплатежеспособности предприятия продать это оборудование без существенного дисконта не представлялось возможным. «Нас эта тенденция фактически не коснулась – услуги компании на тот момент были незначительно диверсифицированы в этих секторах, а к лизингополучателям предъявлялись достаточно жесткие требования, в результате чего мы и сейчас имеем лизинговый портфель хорошего качества даже в этих сегментах», – отмечает генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Зотов.

Однако были и те, кому по итогам прошлого года удалось увеличить свою долю на рынке лизинга промышленного оборудования. Ими стали государственные и окологосударственные лизинговые компании, почти не испытавшие недостатка в финансировании. Имея доступ к информации о клиентах, которые, перестраховываясь, переводили денежные потоки в крупные государственные банки, эти компании обладали некоторым преимуществом. Частные лизинговые фирмы, не располагая такими ресурсами, были вынуждены немного «отступить» в ожидании окончания кризисных явлений.

Точка «лизингоприменения»

Большие надежды участники рынка промышленного оборудования связывают с олимпийской стройкой в Сочи, на которую, если верить официальным источникам, планируется пустить более $30 млрд. Фантастическая сумма даже для подготовки к Олимпиаде. На выделенные средства южная столица России преображается буквально на глазах, а подрядчикам строительства требуется новое оборудование, которое они зачастую предпочитают брать в лизинг, а не покупать.

Дмитрий Зотов рассказал, что его компания уже реализует проект в олимпийском Сочи, а в стадии согласования сторонами находятся еще несколько весьма крупных контрактов. И это не говоря о том, что масштабное строительство в Сочи скажется и на других направлениях лизинга. «Увеличение объемов железнодорожных и автомобильных перевозок на олимпийских объектах уже сейчас позволяет прогнозировать рост спроса на лизинг подвижного состава и спецтехнику в среднесрочной перспективе», – рассуждает эксперт.

«Строительство объектов для Олимпиады, возможно, и поможет развитию лизингового рынка на юге страны, но в федеральном масштабе мы не склонны связывать тенденции российского лизингового рынка с происходящей в Сочи подготовкой к Олимпиаде», – не соглашается Елена Адамова. Не говоря уже о том, что основную долю контрактов получат окологосударственные лизинговые компании, имеющие доступ к дешевым заемным ресурсам и, как следствие, способные генерировать прибыль, оперируя теми ставками, которые независимым участникам попросту не по плечу, сетует на условиях анонимности представитель одного из крупных неаффилированных с государством игроков. По его словам, чтобы «войти» в сочинские проекты, компаниям без госучастия не хватит ни лоббистских, ни финансовых возможностей. Так что олимпийская стройка «поднимет» бизнес только ограниченного круга игроков лизингового рынка.

Инновации в лизинг

В настоящее время все больше экспертов лизингового рынка говорят о восстановлении спроса на их услуги. Причем количество контрактов начало расти не вчера, а еще в прошлом году, когда появились первые признаки выхода экономики из кризиса. «Очевидно, что вместе с процессом восстановления российской экономики, развертыванием остановленных инвестиционных программ на предприятиях вновь появится и устойчивый спрос на лизинг оборудования. Существенную долю этого рынка могут занять крупные инфраструктурные проекты в сфере энергетики, связи, тяжелой промышленности», – подтверждает Елена Адамова. «Тенденция обновления основных средств имеет более долгосрочную перспективу, и значительного оживления можно ждать только с 2012 года. Причем многое здесь будет зависеть не только от самих предприятий, но и от инвестиционного климата в стране и действий правительства по поддержке реального сектора экономики», – высказывает свой прогноз Дмитрий Зотов.

Вместе с тем участники рынка уже сейчас наблюдают значительный рост спроса на оборудование со стороны небольших производств, предприятий сферы обслуживания и отдыха. Вторым значимым для отрасли лизинга направлением является повышение энергетической эффективности отечественных предприятий. «Со стороны государства принимаются меры по повышению энергоэффективности экономики, и это позитивно воспринимается экспертами и участниками рынка. Только мероприятия в сфере улучшения переработки нефти и модернизации нефтеперерабатывающих заводов по объемам финансирования оцениваются 1,5 трлн руб. до 2015 года, – подтверждает Дмитрий Зотов. – Мы готовы и должны принять самое активное участие и в этих инновациях». «Стремление государства к созданию энергоэффективной экономики за счет модернизации инфраструктуры предприятий на основе современного энергосберегающего оборудования может значительно стимулировать спрос в сегменте энергетического лизинга», – соглашается Елена Адамова. В случае если власти станут более активно стимулировать создание и модернизацию энергосберегающих производств, то можно рассчитывать, что это будет происходить с использованием механизмов лизинга. «Лизинг и энергосберегающие производства в некотором смысле очень похожи: кажутся дорогими, но при долгосрочном планировании обладают очевидным и неоспоримым преимуществом», – приводит аналогию Елена Адамова.

Рынок скорее жив…

Несмотря на значительное сокращение сегментов лизинга промышленного и энергетического оборудования в период кризиса, эти направления имеют высокий потенциал развития. В IV квартале 2009 года лизинговый рынок показал первые признаки оживления, а уже в начале 2010-го отмечалась тенденция к восстановлению спроса со стороны лизингополучателей и наблюдалась активность со стороны лизингодателей. Банки вновь стали открывать кредитные линии как предприятиям, так и лизинговым компаниям, а последние в свою очередь начали смягчать требования к потенциальным клиентам и улучшать условия заключения лизинговых сделок. «По нашему мнению, рынок лизинга промышленного и энергетического оборудования покажет рост, и, возможно, это станет заметно уже по итогам 2010 года. Ведь на российских предприятиях до сих пор используется большая доля устаревшего оборудования, которое в любом случае будет необходимо обновлять. При этом лучшим инструментом для модернизации производства является финансовая аренда – лизинг», – отмечает Елена Адамова.

«Среднесрочные прогнозы первого полугодия показывают, что все развивается в настоящий момент по умеренному сценарию. В то же время, как показывает сложившаяся и устойчивая тенденция, есть все предпосылки для роста со II квартала года. Традиционно на IV квартал приходится до 40% от всего объема сделок, в связи с чем мы ожидаем, что вторая половина года будет развиваться по более оптимистическому сценарию, в том числе и в лизинге энергетики и промоборудования», – поддерживает коллегу Дмитрий Зотов. Что касается рынка лизинга энергетического оборудования, то он так и будет оставаться достаточно узким. Это связано как со спецификой энергетического рынка в целом, так и с интересом государства к этому сектору. Данные факторы в свою очередь могут привести к тому, что ощутимая часть лизинга такого оборудования сосредоточится в руках государственных компаний.

Максим Логвинов

Компания


Комментарии