• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

Сергей Мартынов: «Хищения происходят на всех уровнях в зависимости от того, к каким ресурсам сотрудники имеют доступ»

20.07.2010

Каждая компания рано или поздно сталкивается с хищениями и растратами, которые совершают сами сотрудники. К чему приводит халатное отношение к собственным ресурсам и как исправить ситуацию, рассказывает Сергей Мартынов, руководитель службы внутреннего контроля и аудита ОАО «СУЭК» и президент российского отделения Ассоциации специалистов по расследованию хищений.

Как сложилось, что противодействие мошенничеству стало одним из основных направлений вашей деятельности?

Начав работать в крупной компании более 15 лет назад, я попал на должность, связанную с контролем исполнения решений органов управления. И далее, как говорится, со всеми остановками – контрольно-ревизионная работа, внутренний контроль, внутренний аудит. Эти направления неразрывно связаны с расследованием корпоративных мошенничеств. Важно понимать, что мошенничество – это только один из видов преступлений против собственности и интересов акционеров, которые случаются в компаниях. Нередко происходят случаи воровства, растрат, злоупотребления служебным положением и т. д. В общем, на практике мы видим весь букет деяний, предусмотренный Уголовным кодексом.

Почему я этим занимаюсь до сих пор, несмотря на то что работа очень тяжелая морально – ведь она связана с постоянным конфликтом и дает мало положительных эмоций? Конечно, это не ордена навешивать – все довольны и счастливы. Вероятно, потому, что, став специалистом в одной области, трудно бросить все достигнутое и начинать карьеру, например, финансового директора. Да и, наверное, жизнь сама определяет человека на то место, которое ему подходит лучше всего. Хотя это, безусловно, очень сложная и морально тяжелая, неприятная работа. Это роль злого полицейского в компании, которая требует максимальной выдержки и абсолютной объективности. Но, несмотря на все недостатки, это очень важное направление работы, оно обеспечивает сохранность ресурсов компании, поддерживает ее экономическую эффективность. И это особенно важно в российских реалиях. Поэтому, узнав несколько лет назад о существовании профессиональной организации по противодействию мошенничествам и хищениям, мы с коллегами решили создать ее отделение в России. И в ноябре 2007 года российское отделение Association of Certified Fraud Examiner (Ассоциации специалистов по расследованиям/хищениям, ACFE) начало свою работу. На момент старта в нее вошло менее 11 специалистов, сегодня нас уже более 30.

В чем особенность России по данной проблеме? Как отличается российская практика мошенничеств от ситуации в США и странах Европы?

Исторически сложилось, что в нашей стране на протяжении многих лет социалистической действительности у населения целенаправленно культивировалось отсутствие уважения к частной собственности. Все было «общим» и «народным», индивидуальное предпринимательство подвергалось насмешкам и порицанию. Владеть чем-то единолично было «стыдно». А раз собственность «народная», то и вынести что-то с родного предприятия с годами стало обыденным способом выживания. От той эпохи нам и остались разнообразные поговорки из серии «не украл – прожил день зря». Эта модель мышления настолько укоренилась в сознании, что мы до сих пор постоянно с ней сталкиваемся, пожинаем плоды недавней эпохи. К мошенникам и корпоративным ворам сохраняется снисходительное отношение, ведь они не грабят бедных и не убивают, а «всего лишь» пытаются повысить свой уровень жизни за счет работодателя.

Именно историческая ситуация определяет коренное различие между «капиталистическими» странами и Россией. Хотя в последние годы положение постепенно изменяется. Но пропасть между нами и, например, некоторыми странами Западной Европы до сих пор внушительная. В странах Евросоюза и США, по результатам исследований ACFE, компании несут потери от хищений в размере в среднем 5% от оборота. Я полагаю, что в России этот показатель намного выше. Это те ресурсы, которые можно было бы направить на повышение конкурентоспособности нашей продукции на внешнем рынке, социальные программы, повышение промышленной безопасности.

Можно ли выделить основные виды мошенничеств?

Хищения происходят на всех уровнях в зависимости от того, к каким ресурсам сотрудники имеют доступ. В общем, если что-то можно украсть, это обязательно украдут. Если нет контроля, конечно. Вспомните заведующего домом престарелых Альхена из «Двенадцати стульев». Просто картинка нашей жизни. Что интересно – в европейских странах 10% хищений совершаются рядовым персоналом, остальные 90 – высшим руководством. У нас картина немного другая. Все вносят (или выносят?) свой посильный вклад. Примерно 50% хищений – дело рук рядовых сотрудников, остальное – средний и высший менеджмент.

Наиболее «горячие» точки: закупки, продажи, инвестиции, строительные работы. Мне и моим коллегам так и не удалось за все годы работы увидеть хотя бы одну строительную смету, подготовленную подрядчиком, без завышения как минимум на 10%. Существует мнение, что на строительных работах в России разворовывается не менее 50% от стоимости объекта. Человек, который впервые слышит такое, может быть шокирован. Причем все это делается, как говорится, «на голубом глазу», без малейшего смущения. В общем, чем больше узнаешь людей, тем больше начинаешь любить собак.

Вы просили рассказать о наиболее распространенных схемах мошенничества. Не вдаваясь в подробности, которые могут заинтересовать начинающих мошенников, назову следующие:

  • закупки через посредников по завышенной цене;
  • списание на затраты реально не затраченных материалов и услуг;
  • продажи продукции по заниженной цене аффилированным посредникам;
  • продажа так называемых неликвидов по бросовым ценам;
  • игры вокруг финансовых инструментов и спекулятивных сделок – псевдослучайный «проигрыш» из-за якобы непредсказуемого поведения рынка;
  • «необходимость» давать взятки различным регуляторам – не менее половины суммы оседает в карманах менеджера, утверждающего, что без взятки решить вопрос невозможно;
  • подмена ликвидного актива на менее ликвидный.

Почему руководство предприятий часто не любит доводить инциденты до суда, а порой вообще терпит своих мошенников, руководствуясь тем, что «он ворует, и другой будет воровать».

Действительно, такая ситуация иногда складывается. Отчасти из-за того, что эффективных менеджеров найти в России сложно, отчасти из-за того, что для привлечения к ответственности в случае мошенничества или коррупционных сделок нужны доказательства, которые могут быть получены методами оперативно-разыскной деятельности, заниматься которой могут только правоохранительные органы. Чтобы возбудить уголовное дело, нужны доказательства, а чтобы их получить, нужно возбудить уголовное дело – так вкратце можно описать существующую ситуацию.

Но в последние годы ситуация меняется к лучшему – репутация менеджера становится ключевым фактором при решении о приеме его на работу. Я знаю случаи, когда менеджера-мошенника оставляли на рабочем месте только до тех пор, пока не находили ему замену.

Вы считаете, что «вор должен сидеть в тюрьме» всегда?

Я считаю, что моя задача – выявить хищение и предоставить информацию руководству компании. Решение должен принять руководитель или владелец бизнеса. Каждый случай индивидуален. При расследовании хищений необходимо учитывать обстоятельства дела и мотивы сотрудника. Бывают ситуации, особенно в нестабильные периоды, в том числе в кризис, когда человек, никогда прежде не решившийся на мошенничество, совершает его. К этому подталкивает необходимость срочного дорогостоящего лечения, требования банков по досрочному погашению кредитов с угрозой, например, выселения из квартиры и прочие острые жизненные обстоятельства. Если доказательств недостаточно для возбуждения уголовного дела, то рациональнее всего простить виновного, ограничиваясь требованием возврата похищенных средств и имущества. Особенно если в прошлом сотрудник зарекомендовал себя честным и лояльным к компании.

Как кризис повлиял на количество случаев мошенничества?

После начала кризиса был отмечен значительный рост числа хищений всех видов, причем не только в России, но и во всем мире. Вплоть до резкого роста случаев краж продукции в торговых залах универмагов. Можно выделить два основных мотива преступлений в кризисный период. Во-первых, это предчувствие сокращений, которое провоцирует желание взять у работодателя все, что плохо лежит. Во-вторых, это, как я выше уже отметил, острая личная ситуация, например, в связи с потерей работы другими членами семьи или резкой необходимостью хоть как-то достать средства на неотложные нужды: оплату аренды, кредитов и тому подобное. Кстати, несмотря на объявление окончания кризиса, спада тенденции роста хищений пока не наблюдается.

Каков Ваш прогноз на развитие ситуации, удастся ли сократить количество хищений и отучить сотрудников брать то, что «плохо лежит»?

В обозримом будущем я не вижу возможности привести уровень хищений к европейским пяти процентам от оборота. Необходима серьезная перестройка всех отношений в обществе, которая занимает годы, если не десятки лет. Очень позитивно, что правительство и президент постоянно демонстрируют понимание этой проблемы и непримиримость в борьбе с коррупцией. Каждый день в прессе появляются сообщения о привлечении к ответственности чиновников, бравших взятки. Фактически коррупция – главная причина, которая не позволяет России быть конкурентоспособной с Европой и Америкой. Богатейшие ресурсы, талантливые люди – все есть в России. Осталось «совсем немного» – перестать воровать.

Какую роль играет финансовый директор в противодействии мошенничествам и в процессе служебных расследований?

Профилактика хищений – это коллективная работа. Нельзя перекладывать ответственность за нее только на службу безопасности или, например, контрольно-ревизионное управление. Финансовый директор – одна из ключевых фигур в борьбе за сохранность ресурсов предприятия. Именно он видит все денежные потоки и имеет все инструменты для профилактики или своевременного обнаружения финансовых утечек. Одновременно бухгалтерия и отдел финансов – это подразделения, где сотрудники имеют непосредственный доступ к средствам компании и в сговоре с другими работниками могут совершать хищения, «закрыв» все документально. Так что на финансовом директоре лежит двойная ответственность. Действовать при этом также необходимо в двух направлениях. Во-первых, нужно регулярно проводить ревизионные мероприятия и проверять эффективность системы учета и контроля. Во-вторых, так же как и руководитель любого другого департамента, финансовый директор – это начальник, который обязан следить за атмосферой в своем коллективе.

Как говорится, если хотите изменить мир – начните с себя. Что следует сделать в рамках своей компании, чтобы свести к минимуму вероятность хищений?

Нужно прежде всего понимание и желание собственников бизнеса. Если нет соответствующего подразделения, имеет смысл инициировать создание подразделений внутреннего контроля, внутреннего аудита и контрольно-ревизионного управления. Имеет смысл осознать общую концепцию обеспечения безопасности бизнеса, чтобы не получилось, что отдельные вопросы выпали из зоны внимания. Нужна постоянная разработка и поддержка контрольных процедур – то есть инструкций, как сотрудник должен действовать и как документировать свои действия. Необходимо внедрение специальной программы по борьбе с хищениями. И не стоит забывать про формирование корпоративной культуры – это очень помогает устранить так называемый человеческий фактор, являющийся причиной большинства неприятностей бизнеса. Рядовые сотрудники всегда готовы поддержать руководство компании, если они видят искреннее стремление честно зарабатывать деньги и развивать бизнес.

Консультант 



Материалы по теме:

Комментарии

Защита от автоматических сообщений