Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Наталья Дронова: «Нельзя шаблонно подходить к налоговой проверке контрагента»

Наталья Дронова: «Нельзя шаблонно подходить к налоговой проверке контрагента» 25.07.2017

Наталья Дронова, руководитель отдела методологии бухгалтерского учета и налогообложения компании «РОЛЬФ» и спикер конференции «Налоговое планирование в ритейле», рассказала CFO-Russia.ru о налоговом аспекте работы с контрагентами.

Какие нововведения в налоговом законодательстве окажут наибольшее влияние на работу вашей компании с контрагентами?

Нововведения в налоговом законодательстве — это зачастую сюрприз, который для налогоплательщиков может обернуться как положительными, так и отрицательными последствиями. Мы, налоговые специалисты, всегда скептически оцениваем нововведения, пытаемся оценить их влияние на последствия для компании, и спрогнозировать изменения, которые придется внести в сложившиеся бизнес-процессы. Не секрет, что изменение бизнес-процессов в компании обычно протекает болезненно, поскольку необходимо учитывать не только налоговые последствия, но и последствия для бизнеса, а также возможный конфликт интересов разных служб компании.

И это касается не только нововведений в налоговом законодательстве, но и активного развития практики применения уже действующих норм законодательства.

Так, с развитием отрицательной практики по необоснованной налоговой выгоде (ННВ) в связи с непроявлением должной осмотрительности при выборе контрагентов, нам пришлось в короткие сроки внести массу существенных изменений в уже устоявшиеся процессы и процедуры согласования в компании, что вызвало негатив сотрудников смежных подразделений.

Что касается текущих нововведений в части ННВ, которые рассматриваются в Государственной Думе, наибольшее влияние на работу нашей компании окажет законопроект о внесении изменений в Часть 1 НК РФ, одобренный Советом Федерации и находящийся на подписании у Президента РФ. Думаю, что данные изменения вызовут массу вопросов и новый виток налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде. Каким образом будет развиваться практика остается только предполагать, но подготовиться и принять все необходимые меры по защите своих интересов мы просто обязаны. Чем мы и занимаемся в настоящее время.

С какими трудностями с точки зрения соблюдения налогового законодательства сталкивается ваша компания? Как вам удается их преодолеть?

Соблюдение налогового законодательства я бы не стала называть трудностями. Это наша текущая работа. Скорее имеются некоторые особенности, связанные с соблюдением налогового законодательства. Их условно можно разделить на две категории: внутренние, связанные с ведением бизнеса, и внешние, связанные с тонкостями налогового законодательства, особенно по вопросам, которые на уровне законодательства имеют спорный характер. В этом случае необходимо отслеживать практику, которая зачастую противоречива.

И вот, исходя из этого комплекса особенностей, необходимо принимать решения здесь и сейчас. В этом, наверное, и состоит основная трудность — принять взвешенное решение, которое не принесет негативных последствий для компании, как в части ведения бизнеса, так и в части налоговых последствий. Кроме того, нужно учитывать, что налоговые последствия отсрочены от момента принятия решения, и за это время в налоговой практике могут произойти изменения.

Какие способы проверки контрагента вы считаете неэффективными?

Способы проверки контрагентов компания разрабатывает самостоятельно, основываясь на своем опыте, на практике развития данной темы, на разъяснениях контролирующих органов. Неэффективным способом, на мой взгляд, является формальных подход к проверке, который сводится к сбору общедоступных документов без их рассмотрения и детального анализа. На эту тему есть много публикаций, да и собственный большой опыт у нас уже накоплен, поскольку ежедневно приходится анализировать документы по контрагентам и устанавливать уровень риска работы с ними. Ситуации бывают разные, от приостановки операций по расчетным счетам контрагента по разным причинам до неуплаты налогов и нахождения в «черных» списках ФНС. С каждым случаем приходится разбираться индивидуально, выяснять причины негативных факторов, вносить предложения по исправлению тех ситуаций, которые можно изменить. Исходя из этого, я считаю, что шаблонно подойти к проверке контрагента невозможно. Шаблонный подход не приведет к ожидаемому результату.

Безусловно, мы разработали регламент проверки контрагентов, в котором прописали перечень необходимых для предоставления нам документов. Но и оставили за собой право запрашивать иные документы, если представленных будет недостаточно для комплексного анализа и установления объективного уровня риска по работе с тем или иным контрагентом.

Чего мы добились, применяя новый регламент? Часть контрагентов получила отказ в работе с нашей компанией, в том числе и расторжение уже действующих договоров по тем или иным причинам. Некоторые контрагенты, заинтересованные в работе с компанией, побежали гасить долги и предоставлять нам необходимые документы для возможности заключения договоров. На мой взгляд, это большое достижение за короткие сроки работы по новому регламенту.

Задать собственные вопросы Наталье и узнать больше об опыте компании «РОЛЬФ» вы сможете на конференции «Налоговое планирование в ритейле», которая пройдет 25 августа 2017 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии