Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Как правильно уволить IT-директора

10.03.2010

Увольнение IT-директора из компании может стать настоящей проблемой и не только нарушить нормальную работу IT-департамента, но и повлиять на основную деятельность фирмы.

Причины возможного увольнения

  • Завышенные требования к финансовой компенсации.
  • Несоответствие компетенций IT-директора новым задачам.
  • Недобросовестные действия со стороны IT-директора.

После того, как принято решение уволить имеющегося IT-директора, важно правильно выбрать время расставания, и провести его наименее болезненно для компании. Наиболее критичными для бизнеса могут стать следующие риски:

  • Сотрудники информационного отдела были приняты на работу после прихода IT-директора и велика вероятность, что они могут покинуть компанию вместе с ним.
  • Отсутствие прозрачной IT инфраструктуры, что затруднит передачу дел и может вызвать серьёзные проблемы в функционировании основных IT-сервисов в переходный период.
  • В настоящий момент компания находится в процессе сложного проекта по автоматизации, руководство которым полностью осуществляет IT-директор.
  • IT-директор имеет неограниченный доступ к конфиденциальной информации.

Варианты решения

  • Изменить структуру IT-отдела, а также предложить наиболее важным сотрудникам получение дополнительное образование или поручить самостоятельный проект, который позволит им приобрести новые компетенции и продвижение по службе. Здесь следует учитывать фактор дружеских отношений внутри ИТ-департамента и возможность передачи информации о грядущем увольнении IT-директору.
  • Пригласить стороннюю компанию для проведения IT-аудита с целью выявления «тонких мест» и формализации всех бизнес-процессов затрагивающих функционирование IT инфраструктуры. К сожалению, в случае конфликтного увольнения IT-аудит следует проводить скрыто, без ведома IT-директора. Это понизит качество аудита, но уменьшит риск того, что IT-директор приступит к подготовке к увольнению раньше, чем ситуация будет взята под контроль.
  • Заблаговременно создать специальную должность, например, руководитель ERP-проекта, и пригласить на нее предполагаемого преемника нынешнего IT-директора.

Для того чтобы грамотно расстаться с IT-директором, нужно задуматься о возможных рисках еще на стадии приема на работу, т.е. оговорить все условия в трудовом договоре, в том числе размер компенсации в том или ином случае.

Очевидно, что при совершении сотрудником недобросовестных действий, компенсация выплачиваться не должна, но в таком случае все факты нарушений должны быть задокументированы на случай рассмотрения дела в суде.

Процедура увольнения

После проведения подготовительных действий можно приступать непосредственно к процедуре увольнения. В случае, если это возможно, желательно при расставании сохранить хорошие отношения – заблаговременно оповестите IT-директора об увольнении, дайте хорошие рекомендации или даже помогите устроиться на новое место работы, полностью и в срок выплатите положенную компенсацию.

В случае если ситуация не позволяет расстаться с IT-директором «мирным» путем и риск утечки конфиденциальной информации или неадекватного поведения слишком велик, следуйте следующей схеме:

  1. Постарайтесь никого не посвящать в это, даже самых ближайших коллег! На моей практике была ситуация, когда один из членов совета директоров «по-дружески» решил предупредить ИТ-директора одного из филиалов о грядущем увольнении, в результате чего тот успел хорошо подготовиться и пришлось проводить серьезную работу по перенастройке IT‑инфраструктуры целого филиала.
  2. Обратитесь в компанию по проведению IT-аудита и попросите провести «скрытый» аудит компании. При этом будет выполнено сканирование сети изнутри и снаружи и собрана общая информация о применяемых технических средствах и программных решениях, что позволит оценить требования к IT‑специалисту, подбираемому в качестве замены текущему.
  3. Если ресурсы компании позволяют, рекомендуется подобрать специалиста на замену и взять его в штат на некоторое время на другую должность в составе IT-департамента. Это позволит новому специалисту ознакомиться с коллективом и инфраструктурой.
  4. Увольнение сотрудника не следует проводить в конце недели – в этом случае система на выходные окажется в полном распоряжении уволенного сотрудника. Лучшие дни недели для увольнения – вторник-среда, когда уже прошла понедельничная суматоха, а до конца недели еще далеко.
  5. Увольнение должно проводиться таким образом: увольняемый сотрудник приглашается в комнату переговоров, где ему сообщают о принятом решении и просят предоставить все пароли, ключи доступа и т.п. Они немедленно передаются новому специалисту и увольняемый сотрудник, не покидая переговорной, вместе с руководителем ждет готовности нового специалиста. Это позволит закрыть по меньшей мере основные бреши в защите, а если старый специалист не был готов к увольнению – полностью подготовить систему. Заблокируйте все подозрительные учетные записи (проверьте список сотрудников на соответствие реальному), смените пароли всех учетных записей с расширенными правами. Проверьте доступы к основным административным ресурсам – возможно существует «подставная» учетная запись, которой где-то в системе расширены права доступа.
  6. Очень желательно повторное обращение для проведения IT-аудита, теперь уже на системе с полным доступом. Для вновь принятого специалиста это позволит лучше ознакомиться с системой. Руководителю – лишний раз подстраховаться и получить детальное описание инфраструктуры и некоторую оценку качества выбора нового специалиста. Дополнительным преимуществом могут стать рекомендации по оптимизации структуры IT, которые более охотно будут проведены вновь принятым, старающимся себя зарекомендовать специалистом.


Комментарии