Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Николай Беспалов: «Доля лекарственных препаратов отечественного производства выросла по итогам 1-2 кв. 2016 г. на 28,7%»

Николай Беспалов: «Доля лекарственных препаратов отечественного производства выросла по итогам 1-2 кв. 2016 г. на  28,7%» 02.11.2016

Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma и спикер пятого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma 2016, рассказал CFO-Russia.ru о фармацевтическом рынке в посткризисный период.

Каково сегодня состояние фармацевтического рынка в России?

В целом российский фармрынок адаптировался к текущей макроэкономической ситуации, это касается как потребительского спроса, так и самочувствия представителей бизнес-среды. Конечно, пока рано говорить о том, что рынок успешно преодолел кризис, но сейчас налицо признаки стабилизации рыночной ситуации.

Во-первых, в целом стабилизировался показатель инфляции, резких скачков цен на ЛП в рознице в текущем году не было. По итогам первых 9 месяцев 2016 инфляция на ЛП по отношению к аналогичному периоду прошлого года составила всего 6,4%. С одной стороны, это заметно выше докризисных значений, скажем в 2014 г. инфляция на ЛП не превышала 3,8%, но с другой гораздо ниже чем было по итогам кризисного 2015 г. (22,8%).

Во-вторых, стабилизация цен благотворно сказывается на показателях спроса, пока ещё рано говорить о росте натурального объёма потребления лекарственных средств, но если в 2015 г. натуральный объём рынка сократился более чем на 6%, то сейчас мы фиксируем спад всего лишь на уровне 1%, что опять же очень близко к докризисным показателям. Правда здесь важно учитывать, что вплоть до 2015 г. спрос сокращался за счёт уменьшения потребления устаревших ЛП и переключения потребления на более современные продукты, сейчас посетители аптек всё ещё ищут возможности экономии, в результате спрос переключается на препараты более дешёвых ценовых ниш, в том числе за последнее время очень серьёзно выросли продажи продукции российских производителей. Кстати, в ряде случаев российские препараты дорожали даже более быстрыми темпами, чем иностранные, но средний уровень цен на российскую продукцию примерно втрое ниже, чем на иностранную.

При этом доля лекарственных препаратов отечественного производства по итогам 2015 г. выросла в целом на рынке с 23% в 2014 г. до 27,2% по итогам 2015 г., а по итогам 1–2 кв. 2016 г. составляет уже 28,7%. Причём спрос на российскую продукцию растёт во всех сегментах рынка, как на розничном рынке, так и в отношении государственных закупок ЛП, но в последнем случае серьёзную роль играют так же процессы импортозамещения — отечественные производители стараются по максимуму задействовать инструменты преференций, которые предоставляет действующая законодательная база в сфере госзакупок.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы ценовой конкуренции российского фармрынка?

В текущем году участникам фармрынка действительно пришлось вспомнить подзабытый было термин «ценовая война». Разразилась она в сфере оптовой торговли лекарственными препаратами (инициатором судя по открытой информации является компания «Катрен») и пока, очевидно, ориентирована против конкретного дистрибьютора («Пульс»). Насколько такие меры эффективны, особенно в текущих рыночных условиях, вопрос сложный, по факту для отрасли подобная конфронтация не сулит ничего хорошего, хотя она и будет на руку отдельным представителям розничного рынка, которые получат возможность покупать товар либо с минимальной наценкой, либо вообще без неё. Но этот эффект, очевидно, будет носить кратковременный характер, а вот последствия в том числе инфраструктурные для отрасли могут быть очень серьёзными. Спектр возможных вариантов будет выражаться разными финалами от банкротства отдельных игроков, до стимулирования консолидационной активности в отрасли, причём последний вариант вполне вероятен в том числе с участием профильных зарубежных инвесторов.

Но важной особенностью текущего года явился тот факт, что ценовые войны стали не только достоянием оптовых компаний, к этой активности подключились и компании-производители. В частности, российский производитель «Биокад» объявил о снижении цен на ряд своих продуктов, причём снижение цен по отдельным наименованиям будет достигать 30%. Учитывая, что российские препараты были и так заметно дешевле иностранных аналогов, теперь разница будет составлять порядка 50%. Мера сама по себе беспрецедентная, обычно производители, особенно препаратов перечня ЖНВЛП, стараются по возможности индексировать цену в сторону увеличения. Но сейчас в отдельных терапевтических нишах конкурентная борьба очень серьёзно обостряется, приходится прибегать и к подобным мерам.

Кстати серьёзное давление на отдельные производственные компании в отношении необходимости снижения цены сейчас оказывает и ФАС, в частности ведомство провело сравнительный анализ цен на ряд препаратов в России и референтных странах и выявило, что по ряду позиций цена в нашей стране существенно выше. На первом этапе компаниям было предложено самостоятельно снизить цены, затем были озвучены и карательные меры, в частности, ФАС пригрозило отозвать регистрацию цен на такие лекарственные препараты.

Какие проблемы аптек и фармдистриьюторов можно выделить как самые актуальные? Можно ли их решить?

Аптеки во время кризиса столкнулись с очень серьёзным сокращением спроса как на ЛП, так и на парафармацевтическую продукцию. При этом в ряде случаев падение доходов аптек привело к невозможности вовремя выполнить платёжные обязательства перед поставщиками. В итоге самым ярким проявлением кризиса в отношении фармритейла стал заметный рост просроченной дебиторской задолженности. Страдают от этого в том числе дистрибьюторские компании, которые в свою очередь несут ответственность перед своими поставщиками. В итоге оптовым компаниям приходится проводить целенаправленную работу по решению проблемы просроченных товарных кредитов. Иногда удаётся договариваться, но часто проблему удаётся урегулировать только после обращения в суд. Надо сказать, что юридические отделы большинства крупных дистрибьюторов в текущем году работали в «две смены».

В некоторых случаях отдельные аптечные сети даже были вынуждены сменить владельцев, фактически компании продавались в рамках урегулирования текущих долговых обязательств.

Конечно, отрасль старается оперативно реагировать на текущие вызовы, для аптечных сетей это выражается, во-первых, в развитии всевозможных дополнительных сервисов, таких как различные маркетинговые услуги для производителей. А, во-вторых, в укрупнении, причём как физическом, за счёт покупки других игроков, так и виртуальном (формирование маркетинговых альянсов, покупка франшизы и т. д.). Это позволяет с одной стороны зарабатывать дополнительные деньги на предоставлении услуг (помимо собственно продажи лекарственных препаратов и парафармацевтики), а с другой стороны укрупняясь сеть имеет возможность консолидировать заказ у дистрибьюторов, получая более привлекательные ценовые условия.

Задать собственные вопросы Николаю вы сможете на пятом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma 2016, который пройдет 24—25 ноября в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии