Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Никита Соловьев: «Мы обслуживаем около 400 рабочих станций и всю сетевую инфраструктуру силами трех ИТ-специалистов по “железу”»

Никита Соловьев: «Мы обслуживаем около 400 рабочих станций и всю сетевую инфраструктуру силами трех ИТ-специалистов по “железу”» 06.10.2016

Никита Соловьев, ИТ-директор компании «Фреш Маркет» и спикер встречи дискуссионного клуба «ERP как инструмент стратегического управления», поделился с CFO-Russia.ru опытом  применения облачных решений для бизнес-критических систем в сети «ДА!».

Насколько развиты сегодня облачные технологии в России?

По моим ощущениям, и из опыта общения с партнерами, коллегами, данные технологии уже подошли к определенному уровню зрелости. Это уже не просто новомодный маркетинговый термин, который был придуман, чтобы продать новую технологию. Это реально работающие системы в реальных компаниях из разных отраслей.

Другое дело, что уровень проникновения этой технологии пока не так велик, как в общемировой практике. Мне кажется, что причиной тому является слабая развитость малого и среднего бизнеса в нашей стране. Именно для малого бизнеса применение облачных технологий открывает большие возможности по получению многофункциональных, надежных систем автоматизации бизнеса без больших начальных инвестиций. И малый бизнес мог бы стать серьезным драйвером роста рынка облачных услуг. В корпоративном сегменте также есть немало плюсов в применении облаков. Но также есть и ряд серьезных сдерживающих факторов:

  • наличие уже существующей, работающей (подчеркну работающей) собственной ИТ-инфраструктуры и систем автоматизации, в которые вложены немалые инвестиции;
  • вопросы обеспечения безопасности данных;
  • наличие стабильных, быстрых каналов связи для всех потребителей ИТ-услуг компании.

Но, даже несмотря на кризис, темпы роста облачных сегментов бизнесов наших системных интеграторов и дата центров составляют двузначные цифры в процентах. Большинство новых технологий типа IoT, BigData уже в основном строятся только на облачных технологиях. Так что, степень дальнейшего проникновения этой технологии в России – это вопрос времени.

Какие типы облачных сервисов используются в сети «Да!»?

Мы являемся достаточно активными потребителями облачных технологий. В публичном облаке находится вся наша ИТ-инфраструктура. В частном облаке, в нашем офисе, мы размещаем только сервисы, требующие быстрого отклика и генерирующие большой трафик (реплика контроллера домена, файловые серверы, сервер печати и ряд других технических сервисов). В арендованной виртуализированной инфраструктуре (IAAS) у нас находятся:

  • ERP система;
  • WMS система;
  • BI системы;
  • кассовые серверы POS системы;
  • шина данных для консолидации с головной компанией;
  • IP телефония;
  • тестовые серверы и серверы разработки.

Кроме того, часть сервисов мы получаем по модели SAAS (программное обеспечение как услуга):

  • почтовый сервис;
  • облачное хранилище личных папок пользователей;
  • система электронного документооборота;
  • система GPS мониторинга автотранспорта;
  • система мониторинга и оповещения о сбоях в ИТ-инфраструктуре.

Такая конфигурация позволяет нам обслуживать около 400 рабочих станций и всю сетевую инфраструктуру силами трех ИТ-специалистов по «железу». При этом один из них – высококвалифицированный менеджер, координирующий работу подрядчиков и задающий правильный вектор развития наших систем. Остальные двое – осуществляют поддержку рабочих мест сотрудников офиса.

Насколько экономически оправдан такой подход?

С точки зрения оборудования несложно просчитать разницу между «облачной инфраструктурой + аутсорс» и «локальной + инсорс». Главное аккуратно учесть все статьи затрат для варианта с локальным ЦОДом. Нужно понимать, что помимо стоимости оборудования как такого, нужно учесть стоимость организации профессиональной системы охлаждения, газового пожаротушения, резервного энергоснабжения, безопасности и т.п. По нашим подсчетам CAPEX в свою инфраструктуру окупился бы за 4-5 лет операционных затрат, которые мы платим за облако.

Но тут еще нужно учитывать следующие моменты:

  • В облаке нам не нужно думать о модернизации устаревшего «железа».
  • При первоначальном сайзинге оборудования обычно сильно перезакладываются. Это означает, что часть CAPEXа будет висеть мертвым грузом. В нашем случае практика показали, что изначальный сайзинг был процентов на 30 завышен по сравнению с реальными потребностями.
  • В облаке мы гибки в потреблении ресурсов. В любой момент можем нарастить мощности или уменьшить.
  • Реализовать устаревшее (а устаревает оно быстро) мало ликвидное ИТ-оборудование не так просто. Поэтому в случае ликвидации, реорганизации компании станет вопрос, что делать с этими ИТ-активами.

Но самый интересный момент в оценке затрат – это затраты на ФОТ. В нашем случае, как я писал ранее, для поддержки «железа» мы используем минимум ресурсов. Основные ресурсы сосредоточены на развитии ключевого программного обеспечения компании. То, где нужны ноу-хау, и глубокая экспертиза в бизнес-процессах нашей компании. Компьютеры, провода, сетевые устройства – это все по сути «лампочки». Они должны гореть. И если они «перегорели» – их должны быстро поменять. Для нас, как компании занимающейся розничной торговлей, такая компетенция не нужна.

Остается вопрос со стоимостью. Тут посчитать разницу будет не так просто. В идеальном раскладе, в компании, занимающейся профессионально такими вещами, временные затраты на разрешение инцидентов будут ниже, чем в случае с доморощенными специалистами. Качество решения – выше. А вероятность последующих связанных сбоев – ниже. Если «железом» занимается in-house команда, всегда будет возникать вопрос нехватки компетенции в том или ином вопросе. Низкое качество и низкая скорость выполнения запросов в связи с низкой мотивацией. По нашим примерным прикидкам, если бы мы все обслуживание «железа» взяли на себя, по деньгам мы бы выиграли не сильно. Понятно, что я описал сейчас немного экстремальные варианты. И в интеграторах\дата центрах могут быть не профессионалы. И наоборот – у конечных клиентов могут быть серьезные специалисты, работающие за небольшие деньги. Но в целом мне кажется, что картина такая. Сильные спецы, которым нравится работать с «железом», при прочих равных скорее пойдут работать в ИТ-компанию, чем к продавцу помидор.

Касаемо решений SAAS. Тут хороши продукты, не требующие кастомизации под специфику нашего бизнеса. SAAS дает потрясающую надежность, и достаточно низкую стоимость. Здесь, на мой взгляд, варианты с локальным развертыванием проигрывают вчистую. Но все это действительно до тех пор, пока вам не требуется «подгонка костюма по фигуре». Как только мы начинаем расширять типовой функционал всякими «плагинами» и «скриптами» появляется целый ворох проблем со стабильностью, совместимостью и поддержкой.     

Какие задачи могут решить облачные технологии сегодня?

Как я писал выше, сейчас практически все ИТ-ресурсы можно перенести в облако и отдать на аутсорс.

В России много хороших облачных сервисов, которые учитывают всю нашу локальную специфику. Для малого бизнеса уже все есть в облаках. Можно вообще обойтись без ИТ-службы в компании.

Для крупного бизнеса – тоже вопрос времени. В конечном счете, я думаю, своя локальная ИТ-инфраструктура и ПО будет только у каких-то около военных или государственных учреждений, для которых недопустима в принципе сильная зависимость от коммерческих сервисов. Или там, где даже up-time в 99.99% недостаточен (атомные электростанции, реанимационные палаты или что-то вроде этого).

Для стартапов, новых направлений бизнеса я рекомендую сразу все строить на облачных технологиях. Выбор провайдеров даже на российском рынке уже приличный, выбрать есть из кого. Конкуренция растет. С конкуренцией растет и качество, и цены становятся более адекватными.

Мы ждем вас на встрече дискуссионного клуба «ERP как инструмент стратегического управления» 17 февраля 2017 года в Москве, где вы сможете задать собственные вопросы Никите и узнать больше об опыте компании «Фреш Маркет».

Ирина Экзархо 


Комментарии