Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Евгений Еськин: «Тендер позволил уменьшить банковские расходы и увеличить доход от размещения депозитов»

Евгений Еськин: «Тендер позволил уменьшить банковские расходы и увеличить доход от размещения депозитов» 28.09.2016

Евгений Еськин, руководитель корпоративного казначейства в «М.видео» и спикер конференции «Автоматизация казначействa», поделился с CFO-Russia.ru опытом внедрения казначейской политики в своей компании.

Прижилась ли мировая практика внедрения казначейской политики в российских компаниях?

В России работает много международных компаний, которые внедряют казначейскую политику в своих российских филиалах. Этот положительный опыт с успехом перенимают и российские компании.

Девять лет назад я стал казначеем. Тогда это была редкая профессия. Казначейскую политику имели единицы. Сейчас в компаниях, выручка которых превышает 10 млрд рублей в год, она появляется все чаще и чаще. Согласно изменениям законодательства 2015 года, на федеральном уровне было принято решение о том, что в крупных компаниях с госучастием казначейство должно быть выделено в отдельное подразделение и сформированы документы, регламентирующие деятельность самого подразделения либо операции, которые прямо или косвенно связаны с казначейскими.

Как давно казначейская политика была внедрена в вашей компании?

В «М.видео» казначейская политика внедрена несколько месяцев назад (1 мая 2016 г.). Я работаю в компании с прошлого года. Разработка и внедрение этого документа — один из моих первых проектов.

Внедрение заняло всего два месяца. Конечно же, были некоторые предпосылки этого процесса. Компания вела казначейские операции, которые, по рекомендации внутреннего аудита, мы ввели в регламент. Также, в рамках решения совета директоров, усилили аналитику рисков в казначейских операциях, расставили точки контроля за этими рисками, и разработали методы управления ими.

То есть этот документ создается для казначеев и рисковиков?

Нет, это не просто внутренний процессуальный документ. Казначейская политика важна для акционеров компании. С её помощью они могут оценить кредитные риски в отношении каждого банка, понять, как принимается решение в компании на уровне казначейства и выше по привлечению ресурсов, по их размещению, по управлению валютной позицией и т. д. Таким образом, акционеры видят рамки, в которых совершаются операции. И если операции выходят за допустимые пределы, они выносятся на обсуждение совета директоров. Конечно, казначейство исполняет все то, что написано в казначейской политике, но это не конкретная инструкция для каждого сотрудника.

То есть этот документ обязательно формируется вместе с советом директоров?

Да, чтобы они видели, в каких ограничениях работает менеджмент компании.

А какие ограничения вкладываются в казначейскую политику вашей компании?

Политика устанавливает ограничения в отношении сбора денежных средств, осуществления платежей, управления валютной позицией, привлечения финансирования, выдачи обеспечений, инвестирования. Кроме ограничений, документ указывает на риски по каждому направлению, определяет способы мониторинга и митигации.

Политика также содержит матрицу принятия решений и далее — детализацию каждого направления деятельности. Например, в разделе «Сбор денежных средств» зафиксирован максимальный размер остатков в кассах и расчётных счетах; в «Управлении валютной позицией» — критерий существенности и допустимые финансовые инструменты для снижения валютного риска; в «Привлечении финансирования» — минимальный кредитный лимит и количество линий; в «Инвестировании» — способы управления кредитным риском в отношении всех банков, размещающих денежные средства компании.

Виден ли эффект от внедрения казначейской политики или пока еще рано об этом говорить?

Уже можно оценить качественный эффект. Мы определили полный перечень рисков, которые могут возникать при казначейских операциях. Мы определили, как мы будем этими рисками управлять. У нас внедрен отчёт по соблюдению казначейской политики Treasure Policy Compliance. Этот документ ежемесячно предоставляется финансовому директору и ежеквартально — совету директоров. Он позволяет совету директоров каждые три месяца видеть, насколько полно выполняются требования казначейской политики.

Также компания получила экономический эффект. Например, мы внедрили тендерные процедуры при привлечении финансирования, при размещении депозитов, при выпуске банковских гарантий и т. д. Тендер позволил уменьшить банковские расходы и увеличить доход от размещения депозитов. Так, мы ежедневно представляем аккредитованным банкам параметры (сумму и сроки) сделок, которые мы готовы заключить. Каждый банк предоставляет свои ставки. Такой подход позволяет нам выбрать финансовый продукт с наименьшей стоимостью и разместить депозиты по самой высокой ставке.

Более того, в казначейской политике мы определили максимально возможную сумму денежных средств — остатков, что позволило более эффективно переводить свободные денежные ресурсы в депозиты. Таким образом, мы смогли, внедрив казначейскую политику, увеличить доходность от правильного использования временно свободных денежных средств.

Также в рамках этого проекта мы отказались от денежного обеспечения исполнения наших контрактов, что также дало большой экономический эффект.

Задать собственные вопросы Евгению и узнать больше об опыте работы «М.видео» вы сможете на конференции «Автоматизация казначействa», которая пройдет 21-22 сентября 2017 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии