Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Ольга Пароева: «На бюджетирование в рознице влияют скорость изменения внешней среды и наличие огромных массивов потребительских данных»

Ольга Пароева: «На бюджетирование в рознице влияют скорость изменения внешней среды и наличие огромных массивов потребительских данных» 23.08.2016

Ольга Пароева, начальник планово-экономического отдела компании «Остин» и спикер девятой конференции «Корпоративный контроллинг», рассказала СFO-Russia об особенностях подготовки бюджета в компаниях розницы.

В чем заключается специфика бюджетирования в розничной сети?

Бюджетный процесс в рознице, особенно в широкой сети, должен принимать во внимание несколько специфических аспектов. Во-первых, розница находится на передовой потребительского спроса. Любое изменение экономической ситуации и потребительской уверенности сразу отражается на продажах. Времени среагировать у розницы гораздо меньше, чем у дистрибьютерского или производственного бизнеса, до которого изменения доходят с определенным временным лагом. Высокая чувствительность к изменениям внешней среды требует как гибкости финансового планирования, так и отлаженного процесса регулярного пересмотра бюджетов, разработки различных сценариев.

Во-вторых, в рознице существуют огромные возможности по анализу различных данных — средний чек, ассортимент, время покупки, — все это, в привязке к индивидуальному профилю покупателя, дает возможность лучше отслеживать и быстрее реагировать на меняющиеся потребности наших клиентов.

И в-третьих, рынок розничной торговли в РФ все еще далек от насыщения, что дает возможность быстро развиваться, открывая новые магазины. Принятие инвестиционных решений, постоянное отслеживание прибыльности открытых магазинов, система оценки их работы — все это также является отличительной чертой бюджетного процесса в розничной сети.

Как вам удается сохранить взаимосвязь между оперативным бюджетом и стратегическими целями компании?

Стратегический план компании — это своего рода маяк, определяющий параметры долгосрочного развития компании. Меняющаяся внешняя среда, в первую очередь, макроэкономическая составляющая, требует изменений в методах ведения бизнеса,- мы можем замедлить развитие или сфокусироваться на каком-то конкретном, наиболее важном в данный конкретный момент показателе. Но это не остановка, не движение назад, а скорее, возможность собраться с силами, осмотреться, оптимизировать процессы для более быстрого движения вперед. Соответственно, пересмотры бюджетов всегда имеют целью более эффективно достичь поставленных целей, всегда держа в уме конечный долгосрочный результат.

С какими сложностями в процессе бюджетирования может столкнуться только розничная компания?

Прежде всего, это скорость изменений внешней среды и огромные массивы данных, используемые в процессе планирования. Изменения внешней среды требуют сценарного планирования, гибкого бюджетирования, готовности пересматривать внутренние процессы снова и снова в бесконечной погоне за эффективностью.

Огромные массивы данных обусловлены различными аналитическими срезами, через которые компания оценивает результаты, помноженные на количество магазинов и посетителей. Для того, чтобы собирать, хранить и анализировать такие данные, оперативно выдавать требуемые отчеты за различные периоды и планировать, используя различные модели, требуются продвинутые и мощные информационные системы.

Внедрение и настройка такой системы, удобной и для магазинов, заносящих данные, и для центрального офиса, интегрированной с финансовой системой для упрощения план-факт анализа и сценарного планирования — сложный проект, позволяющий существенно повысить эффективность бюджетного процесса.

Задать собственные вопросы Ольге и узнать больше об опыте компании «Остин» вы сможете на девятой конференции «Корпоративный контроллинг», которая пройдет 25-26 мая 2017 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии