• Сегодня 16 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.59 руб
  • EUR ЦБ 99.79 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Девятая конференция «Информационные технологии в бюджетировании»
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Тенденции электронного документооборота: взгляд ФНС России

28.06.2016

Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий, ФНС России

Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий, ФНС России

Не секрет, что налогоплательщики очень настороженно относятся к изменению порядка ведения учета, опасаясь, в том числе, трудностей при представлении документов в контролирующие органы. И здесь сложно переоценить роль приказов, издаваемых ФНС России, утверждающих новые форматы электронных документов, которые можно применять в хозяйственной деятельности и которые без проблем будут приняты в налоговых органах в случае необходимости их представления.

Проблемы организации ЭДО неоднократно озвучивались бизнесом на встречах с представителями государственных органов власти. В результате при поддержке Агентства стратегических инициатив и на основании предложений бизнес-сообщества были сформированы перечни изменений, которые вошли отдельными пунктами в план мероприятий (дорожную карту) «Совершенствование налогового администрирования» (утв. распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р).

В рамках реализации указанной дорожной карты ФНС России распоряжением от 30.06.2014 № 99@ утвержден свой план мероприятий по созданию благоприятных условий  перехода на ЭДО. В соответствии с этим планом разработаны следующие форматы первичных учетных документов:

а) формат представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551);

б) формат представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552);

в) формат счета-фактуры и формат представления документа о передаче (сдаче) товаров (работ, услуг, имущественных прав), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме (приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@);

г) формат корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный  счет-фактуру, в электронной форме (приказ ФНС России от 13.04.2016 №ММВ-7-15/189@).

Организация роуминга операторами ЭДО

Помимо увеличения числа формализованных документов, важным фактором любого нового сервиса (а обмен электронными документами в настоящее время подразумевает сервисную составляющую) является его доступность.

Если обмен осуществляется между клиентами одного оператора ЭДО, проблем обычно не возникает. Однако, когда контрагенты подключены к разным операторам ЭДО, для отладки взаимодействия между операторами требуется проведение ряда технологических и юридических процедур. Это связано с некоторыми отличиями в применяемой операторами технологии формирования контейнеров, содержащих документы, а также с отсутствием нормативных требований об обеспечении взаимодействия между операторами.

С момента утверждения порядка обмена электронными счетами-фактурами роуминговые (по аналогии с операторами сотовой связи) соглашения были заключены только несколькими крупными операторами ЭДО под давлением крупнейших налогоплательщиков.

Отсутствие возможности обмениваться документами со всеми контрагентами без оглядки на оператора ЭДО, у которого обслуживаются партнеры, серьезно сдерживает переход бизнеса на обмен электронными документами.

В уже упомянутом распоряжении ФНС России среди прочих содержался пункт, направленный на решение проблемы отсутствия роуминга. Подготовленные ФНС России изменения в порядок обмена электронными счетами-фактурами учтены в приказе Минфина России от 10.11.2015 № 174н (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2016; вступил в силу с 1 апреля 2016 г.). В соответствии с новым порядком оператор ЭДО обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости через оператора ЭДО, заключившего договор с другой стороной сделки). Коммерческие организации вправе требовать от операторов оказание услуги роуминга надлежащего качества и в полном объеме.

Необходимо отметить, что ФНС России еще с 2012 года в целях повышения доверия к деятельности операторов ЭДО при обмене счетами-фактурами в электронной форме, обеспечения гарантий для налогоплательщиков и контролирующих органов, а также выполнения установленных требований при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи была организована сеть доверенных операторов ЭДО. Для включения в такую сеть оператору ЭДО необходимо было представить в ФНС России перечень документов, который содержится в приказе ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-6/253@. Данный приказ в связи с изданием приказа Минфина России № 174н также подвергся корректировке. Согласно приказу ФНС России от 04.04.2016 № ММВ-7-6/176@ для присоединения к числу доверенных операторов ЭДО с 01.07.2016 необходимо будет представить в том числе и подтверждение возможности оказания услуг роуминга.

Предоставление неформализованных электронных документов в контролирующие органы

Кроме того, ФНС России разработан проект приказа «Об утверждении формата передачи документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме» 18.03.2016 был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы. По результатам проведения указанных мероприятий замечаний и предложений от общественных экспертов получено не было. В настоящее время указанный проект приказа ФНС России находится на согласовании в структурных подразделениях ЦА ФНС России.

Указанный приказ утверждает новый вид описи документов, которая по сути является универсальным конвертом. С ним можно будет представить в налоговые органы любой бумажный документ в виде сканированного образа.

Требования к таким документам предусмотрены приказом ФНС России от 09.11.2010 ММВ-7-6/535@ «Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи»:

  • копии  должны быть черно-белыми с разрешением отсканированного документа не менее 150 и не более 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета;

  • отсканированные документы должны быть представлены с расширением JPEG, TIFF. Изображения, вложенные в документы, разрешаются в форматах PDF, RTF, Microsoft Word, Microsoft Excel, Open Document Text, Document Spreadsheet, Open XML Word и Open XML Spreadsheet.

Комментарии представителей компаний – операторов ЭДО

Сергей Куляев,  руководитель  проекта, ИнфоТеКС Интернет Траст

Исторически операторы не готовились к роумингу и рассчитывали на большие доли рынка. Была очевидна тенденция к «переманиванию» клиентов в случае возникновения вопросов о роуминге. А вопросы возникли, по сути, в тот же момент, когда и впервые подключились к ЭДО два контрагента к разным операторам.

Организация роуминга - сложный процесс, требующий вложений со стороны операторов и не имеющий очевидной отдачи. Основными сложностями являются базовая нестыковка технологий, отсутствие единых форматов документов (высокая вероятность сходства есть только у счетов-фактур, и то жизнь показала обратное), отсутствие возможности на конкурентном рынке «делиться» базой абонентов, что вызывает трудности в стыковке механизмов поиска и заведения связей абонентов, если таковые есть.

Хоть бизнес уже давно и просил роуминг, многие операторы не считали нужным уделять этому особое внимание, так как есть свои понятные технологии. А с позиции сильного вместе с генераторами трафика всегда можно было заставить перейти на свою технологию любого мелкого получателя (это бесплатно) или отправителя (часто укладываются в бесплатные пакетные предложения), также уже очень давно все понимали, что нужен будет принудительный стимул, например, в виде приказа ФНС или хотя бы их воли.

По ценам сейчас ничего сказать нельзя, мнения два: брать деньги за получение документов от другого оператора (как правило, 1 руб) или не брать.

Схем роуминга две – точка-точка и с применением хаба. Мы сейчас работаем над схемой точка-точка с рядом операторов, но и изучили возможность присоединению к одному из хабов (коих, как ни странно, уже больше одного).

Константин Козлов, руководитель проекта «Контур.Диадок», СКБ Контур

Сегодня у нас уже есть 11 действующих договоров о роуминге с другими операторами. Это значит, что наши клиенты могут обмениваться электронными документами с клиентами данных операторов.

По новому приказу ФНС, каждый оператор ЭДО обязан обеспечить роуминг со всеми остальными участниками сети доверенных операторов ЭДО. Сделать это можно двумя способами. Первый - заключить порядка 50 двусторонних договоров с каждым из них. Второй - заключить договор с единым роуминговым оператором. В данный момент пойти по второму пути, который выглядит оптимальным, затруднительно. Дело в том, что роуминговый оператор – новое понятие, которое в действующем законодательстве пока не пояснено. Не заданы критерии, которым должен соответствовать роуминговый оператор. Для нас это препятствие.  Мы запросили разъяснения у ФНС относительно его критериев. Вероятно, это и есть хабы. Когда ясность появится, реализовать второй вариант будет гораздо проще.  Но по какому пути мы будем двигаться, если разъяснений не будет – пока не решено. Тем не менее, требования приказа ФНС к 1 октября мы выполним.

Комментарий юриста

Гульназ Мюттер, руководитель аналитического отдела, Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья»

Развитие электронного документооборота является одним из значимых вопросов при совершенствовании налогового администрирования.

Как известно, в настоящее время налоговые инспекции готовы принимать по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) только 14 типов документов. Возможность предоставлять в налоговые органы неформализованные документы в электронном виде, которая появится после вступления в силу Приказа ФНС России «Об утверждении формата передачи документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме», значительно упростит жизнь предпринимателям. Бывает, что налоговые органы в рамках проверки запрашивают огромное количество технических документов (например, проектную документацию). Понятно, что подготовка бумажных заверенных копий занимает достаточно много времени. Помимо этого, на практике некоторые налоговые органы направляют акты и решения по результатам камеральных проверок через ТКС. Однако, налогоплательщики опасаются в таких случаях представлять свои возражения и апелляционные жалобы в электронном виде, поскольку формально такая возможность в настоящее время не предусмотрена.

Преимущества в данном случае очевидны: развитие ЭДО, в том числе обмен неформализованными документами, позволяет снижать издержки бизнеса и сокращать трудозатраты.

Самые актуальные бизнес-кейсы по внедрению ЭДО вы сможете услышать на Четвертой конференций «Внутренний и внешний электронный документооборот»


Комментарии

Защита от автоматических сообщений