• Сегодня 20 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.44 руб
  • EUR ЦБ 99.58 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

CFO-стратеги опять в цене

24.11.2009

Требования к кандидатам на такую важную позицию, как финансовый директор, меняются с удивительной частотой под воздействием макроэкономических событий.

В первые годы после принятия закона Сарбейнса-Оксли компании искали CFO с хорошими бухгалтерскими навыками и опытом работы контролерами. Когда разразился кредитный кризис, резко понадобились финансисты, способные привлечь заемный капитал. Теперь же, когда впереди забрезжила надежда на скорое восстановление экономики, растет спрос на тех, кто обладает стратегическим видением, умением разглядеть и не упустить появляющиеся возможности. Такой «круговорот» требований – одна из причин высокой текучки среди CFO. Хотя, стоит отметить, во время спада она стала существенно ниже.

Каковы сейчас перспективы рынка труда для финансовых директоров и как соискателем повысить свои шансы на успех в поиске работы, рассказывают руководители финансовых практик международных хедхантинговых компаний Питер Маклин, Мишель Хайд и Крис Лангхоф.

Как изменился спрос на финансовых руководителей в результате влияния рецессии?

Маклин: Выручка компании Korn/Ferry International, где я работаю, упала на 40%. Выбор кандидатов стал шире. А поиск теперь занимает гораздо больше времени, поскольку работодатели чувствуют, что у них есть возможность отсмотреть больше людей. Времена, когда клиенты готовы были с руками оторвать первого же представленного им соискателя, прошли.

Лангхоф: Текучка снизилась, и это негативно сказалось на бизнесе нашей компании (Russel Reynolds), но в основном за счет финансовых специалистов: контролеров, казначеев, IR, аналитиков. CFO по-прежнему меняют работу довольно часто.

Тем не менее срок их работы на одном месте увеличился?

Хайд: Скажем так: даже если им приходится несладко, они предпочитают не дергаться, потому что в новой компании все может оказаться куда хуже. В компаниях из списка Fortune 1000 текучка в 2007 и 2008 году составила 18%, а в этом году она вряд ли зашкалит за 14%. Для нас (Heidrick & Struggles) это весьма болезненное падение.

Год назад, в разгар кризиса ликвидности, на первый план вышло умение привлечь капитал. А что в цене сейчас?

Маклин: Знание финансовых рынков недолго играло главную роль. Все вновь ищут финансовых директоров со стратегическими и операционными навыками, то есть настоящих бизнесменов, доказавших, что они способны наращивать стоимость компании.

Лангхоф: Умение привлечь средства по-прежнему важно для CFO, но еще важнее сейчас – способность находить общий язык со всеми типами экономических стейкхолдеров: советом директоров, инвесторами, рейтинговыми организациями, аналитиками и т.д. Наличие в компании такого финансиста вселяет в генерального директора уверенность, которая в данный момент всем столь необходима.

Хайд: Я бы сказала, что эксперты по финансовым рыкам востребованы сейчас большей частью в компаниях, у которых высокая долговая нагрузка и которые, соответственно, нуждается в рекапитализации.

В последние годы компании хотели, чтобы на позиции CFOработали Супермен или Супервумен. Как сейчас меняется список требований – растет или сокращается?

Лангхоф: Раньше, если у работодателя был список из 10 критериев, он соглашался на кандидата, соответствующего 8. А теперь хотят получить все 10, и готовы ради этого потратить столько времени и отсмотреть столько людей, сколько нужно, чтобы найти эти 10.

Хайд: Вообще, в нынешних условиях и компании, и кандидаты стараются как можно тщательнее изучить друг друга – проводят своего рода Due Diligence. Компании боятся, что к ним придет финансовый директор с подмоченной репутацией, и редко какой финансовый директор не настаивает сейчас на встрече с руководителем отдела внутреннего аудита и внешними аудиторами.

Лангхоф: Но лучше всего CFO провести некоторое время со своим будущим партнером – генеральным директором. Поужинайте с ним, понаблюдайте за ним в различных ситуациях. Ведь вам предстоит общаться с ним больше и теснее, чем даже с членами вашей семьи. Согласиться на работу после 45-минутного интервью – просто авантюра.

Хайд: Мы называем этот тест «проверкой аэропортом». Если бы ваш вылет задержали на 12 часов, вы бы согласились провести все это время с ним?

А каких кандидатов ищет совет директоров? Финансового директора, который способен со временем стать генеральным?

Хайд: Могу абсолютно точно сказать, что им нужен человек с потенциалом роста. Человек, обладающий не только блестящими профессиональными навыками, но и лидерскими качествами, способного в дальнейшем занять позицию директора по операциям, президента, дивизионального президента и даже генерального директора. В такой сложный момент никто не хочет брать в команду человека, чей потенциал роста исчерпан.

Лангхоф: Клиенты действительно просят подыскать человека, способного сделать шаг наверх. Но, честно говоря, я не могу припомнить ни одного генерального директора компании из списка Fortune 500, которого пригласили бы со стороны на должность финансового директора, а затем быстро повысили бы до позиции генерального. В среднем CFO становится CEO, отработав в компании 19 лет. Так что имейте в виду: чтобы сократить это время, вам придется покинуть насиженное место и где-нибудь еще приобрести опыт в операциях.

Насколько хорошо компаниям удается планировать преемственность?

Хайд: Те, с которыми мы работали, не особенно об этом заботятся. Так что когда у них неожиданно возникает вакансия – кричи караул. Всегда нужно иметь про запас двух-трех кандидатов, а также план обучения для повышения их уровня. Но у компаний много других забот, и они часто об этом забывают. Возьмите к примеру General Motors. Сколько у них финансистов? И тем не менее они сейчас лихорадочно ищут замену своему CFO.

Маклин: Стоит ли удивляться – ведь в компании кризис? А что касается компаний, не входящих в Fortune 500, у них не так много обученных и опытных людей, годящихся на роль финансового директора, вот им и приходится выходить на внешний рынок.

Даже если у вас есть собственный хороший кандидат, его же еще нужно «продать» совету директоров. Мы недавно провели проект, в рамках которого проинтервьюировали 40 опытных CFO, занимающих свою должность 6 лет и дольше. И все эти люди заявили, что у них в компании есть прекрасный преемник. Однако их советы директоров вовсе не уверены, что свой кандидат будет не хуже, чем легионер с опытом работы финансовым директором. И это большая проблема, потому что именно совет директоров несет ответственность за назначение.

Хайд: В сегодняшней экономической обстановке это проявляется даже в еще большей степени. Но стоит заметить: легионер должен быть на порядок лучше, чтобы превзойти человека, хорошо знакомого с компанией, ее менеджерами и системами. За последний год доля внутренних повышений до позиции CFO серьезно увеличилась. Поэтому я рекомендую соискателям, что называется, «пробить все билеты» для позиции финансового директора: получить опыт в операциях, опыт в казначействе, международный опыт и т.д. А тем, кто «в бункере», трудно рассчитывать на поддержку совета директоров.

Маклин: Очень важно взять на себя ответственность за развитие своей карьеры. Беритесь в своей компании за каждую работу, которая поможет вам раздвинуть горизонт. Ларри Циммерман, финансовый директор Xerox, занявший эту позиции после долгих лет работы в IBM, где он стал контролером, говорит, что он всегда выполнял те задачи, от которых все отказывались. Когда прежний финансовый директор Xerox Джерри Йорк попросил его отправиться в Париж на должность CFO по Европе, Циммерман не испытал особого восторга, но тем не менее согласился, и это позволило ему вернуться в штаб-квартиру IBM уже в качестве контролера.

Стоит ли сегодня финансовым директорам чаще выступать в прессе, чтобы повысить свою узнаваемость и зарекомендовать себя экспертом?

Маклин: Разумеется, это правильный путь. Нет лучшего способа рассказать всем о своих профессиональных достижениях.

Каковы сейчас перспективы тех, кто мечтает перейти из маленькой организации в большую?

В небольших компаниях сотрудникам приходится выполнять много разных ролей. Так что их опыт в некотором смысле шире. Конечно, вам будет трудно из фирмы с оборотом 20 миллионов долларов сразу скакнуть в двухмиллиардную корпорацию, но вы вполне можете сделать достаточно большой шаг наверх в данный момент.

Какова сейчас динамика зарплат?

Хайд: Оклады продолжают расти. Самая существенные перемены наблюдаются в бонусах – как краткосрочных, так и долгосрочных. Сейчас они в большей степени привязаны к результатам работы, а не к выслуге лет. Естественно, долгосрочное вознаграждение привязано к таким четким показателям, как денежный потом, или EBITDA, или другому, важному для компании. Другой тренд: популярные прежде виды вознаграждений, вроде покупки финансовому директору членства в престижном клубе, выходят из моды. Компаниям не хочется лишний раз давать объяснения по этому поводу.

Лангхоф: Сегодня уже нельзя так резко повысить зарплату, перейдя в другую компанию. У нас есть клиенты, которые чувствуют, что в нынешней экономической обстановке, им нет нужды никого перекупать. К примеру, если вы зарабатывали 200 тысяч долларов, то работодатель мыслит следующим образом: вы остались без работы, так что я, пожалуй, предложу вам 180 тысяч и ни цента больше.

Маклин: Однако лучшие из лучших всегда получат те деньги, которых они стоят. Если у вас есть ровно то, что нужно работодателю, вам не придется идти на уступки.

Дэвид МакКен и Лори Калабро 


Комментарии

Защита от автоматических сообщений