• Сегодня 19 марта 2024
  • USD ЦБ 91.98 руб
  • EUR ЦБ 100.24 руб
Центр компетенций ОЦО
Материалы конференции «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребёнка»
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
Третья конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»
https://t.me/cfo_russiaru

Михаил Устинов: «Главный итог централизации казначейства – повышение гибкости, эффективности управления ликвидностью компании»

25.02.2016

Михаил Устинов: «Главный итог централизации казначейства – повышение гибкости, эффективности управления ликвидностью компании»

Михаил Устинов, руководитель департамента казначейства Группы «Т Плюс» и спикер конференции «Информационные технологии в казначействе», рассказал CFO-Russia об особенностях создания централизованного казначейства.

Как давно в вашей компании создано централизованное казначейство? С чем связана необходимость его появления?

Процесс централизации казначейства в нашей компании начался в 2013 году и в первую очередь охватил пять наших бывших ТГК (ТГК-5, ТГК-6, «Волжская ТГК», ТГК-9, Оренбургская ТГК), пятнадцать филиалов, а также ряд сервисных компаний. Эта работа продолжается до сих пор, поскольку охватывает очень большое число компаний и бизнесов.

Основная цель создания централизованного казначейства — оптимизация управления ликвидностью компании. До этого денежные средства были распределены по множеству расчетных счетов, финансирование потребностей филиалов в платежах было многоступенчатым: со счетов исполнительного аппарата деньги поступали на счета филиалов, а потом — в дочерние и зависимые общества. Все это создавало дополнительные проблемы в планировании денежных потоков, несло риски несвоевременного исполнения обязательств по оплате, значительно затрудняло исполнение ковенант кредитных договоров.

Мы исключили промежуточные этапы в виде финансирования счетов филиалов. Сейчас управление всеми счетами сосредоточено в одной точке: все филиалы и уже практически все сервисные компании обслуживаются централизованным казначейством.

С какими проблемами столкнулась ваша компания при централизации казначейства? Как их удалось преодолеть?

Основная проблема была психологической. Первоначально идея централизованного казначейства была принята «в штыки». Директор каждого филиала, имея в своем распоряжении расчетные счета, считал себя главой мини-предприятия. Но на примере нескольких филиалов, с которых мы начали централизацию казначейства, нам удалось довольно быстро доказать, что никакого ущерба для авторитета директора, для рабочих процессов это не нанесло.

Процесс централизации казначейства был непростым, трудоемким. Решение таких технических проблем, как переоформление банковских карточек предприятий, перевыпуск ЭЦП, организация работы сервисов банк-клиент, интернет-банкингов, требовало большого участия как со стороны централизованного казначейства, так и других структурных подразделений компании.

Каких результатов удалось достичь вашей компании, централизовав казначейство?

Главный итог централизации казначейства — повышение гибкости, эффективности управления ликвидностью компании. Мы заключили договор с основным обслуживающим банком, по которому три раза в сутки денежные средства, поступающие на счета филиалов, автоматически, без участия персонала поднимаются на единый расчетный счет. Последний раз это происходит в 23.59.

Концентрируя все деньги на одном расчетном счете, мы в полной мере используем эффект масштаба и имеем возможность размещать временно свободные денежные средства с максимальной выгодой. Одно дело, когда у нас десятки счетов с остатками по несколько миллионов рублей. Другое дело, когда речь идет о суммах, исчисляемых сотнями миллионов или миллиардами рублей. При этом у нас появилась возможность оперативно перебрасывать эти средства в тот банк, который дает нам в данный момент наиболее выгодные условия размещения.

Плюс повысилась оперативность управления ликвидностью в части исполнения ковенант по оборотам, значительно снизились риски неисполнения обязательств по платежам, существенно повысилась гибкость при управлении долгом компании.

Централизация казначейства позволила оптимизировать численность сотрудников казначейства на местах и получить весьма значительный эффект экономии фонда заработной платы.

Мы не торговые сети, и не имеем постоянного финансового потока. Основной объем выручки мы получаем три раза в месяц, когда проходят торги на ОРЭМ. Централизованное казначейство позволило реализовать идею единого платежного дня. Сейчас в этот день уходит основная часть платежей по обязательствам компании. Это тоже позволяет нам оптимизировать финансовые потоки и долговую нагрузку предприятия.

Узнать больше об опыте работы «Т Плюс» и задать собственные вопросы Михаилу вы сможете на конференции «Информационные технологии в казначействе», которая пройдет 17 февраля 2017 года.

Ирина Экзархо


Комментарии

Защита от автоматических сообщений