Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Андрей Иванов: «Все жалуются на отсутствие финансирования, но продолжают работать»

Андрей Иванов: «Все жалуются на отсутствие финансирования, но продолжают работать» 24.02.2016

Андрей Иванов, директор по контролю стандартов управления проектами в компании «Стройтрансгаз» и спикер пятого форума финансовых директоров строительной отрасли, поделился с CFO-Russia опытом управления рисками в строительной компании.

С какими рисками могут столкнуться строительные компании в 2016 году?

Основной риск — массовые банкротства субподрядных организаций. Очевидным следствием является управление риском срыва сроков объекта в связи с оперативным поиском замены, повышенные усилия по управления финансовой эффективностью проекта в связи с дополнительными затратами и работой по определению и изъятию неотработанных авансов от субподрядчиков.

Второй — риск нехватки квалифицированной рабочей силы. Не секрет, что ряд технологий и видов работ отечественными специалистами выполняется с более низким качеством, чем иностранцами. При этом для заключения трудового договора с некоторыми категориями иностранных граждан требуется отдельное согласование с государственными органами, а быстро и без вреда для проекта заменить таких работников российскими специалистами затруднительно.

Третий риск — необходимость внимательно управлять сроками строительства в связи с реализацией политики импортозамещения. По ряду технологий прямых отечественных аналогов найти не представляется возможным, а для аналогов необходимо проводить детальный анализ границ применимости и возможности использования, а также вопросы сертификации таких технологий в компетентных агентствах и т. п.

Четвертый — недоступность денежных средств из-за тяжелой кредитной ситуации на рынке.

Пятый — непредсказуемое поведение курса иностранных валют, из-за чего тяжело управлять финансами, например в области поставок дорогостоящего оборудования длительного срока изготовления.

Компании, работающие по государственным контрактам, столкнулись еще с одним риском — сокращение лимитов и задержка финансирования проектов государством. Чтобы стройка не останавливалась, необходимо управлять риском длительного финансирования работ собственными средствами.

Какие современные практики решения рисков используются в вашей компании?

Чтобы уменьшить риск нехватки денег в связи со сменой приоритетов заказчика, мы используем сквозное управление рисками. Работая с заказчиком, можно эффективно показать часть рисков и наметить совместные шаги по их решению, оценить последствия консервирования стройки с ее последующим восстановлением, определить возможное сокращение содержания проекта для обеспечения заказчика результатом, который максимально подходит именно для него.

Управление риском банкротства субподрядных организаций намного сложнее. Сегодня мы, как генподрядчик, стремимся разделить с ними усилия, например, помогаем формировать корректную исполнительную документацию, формируем и отслеживаем выполнение еженедельных задач по объекту, оцениваем признаки ухудшения финансового состояния, смотрим за целевым расходованием денежных средств и т. д.

Также мы постоянно следим за рядом онлайн-ресурсов с перечнем компаний-банкротов, идущих и планируемых дел, реестров неблагонадежных поставщиков и т. п. Ресурсов на самом деле довольно много, например, сайт налоговой службы, Министерства Финансов РФ и т. д. К сожалению, структура информации такова, что данный индикатор является запаздывающим на период от месяца до квартала, но данный инструмент очень полезен для оценки трендов. Как показывает текущая жизнь, переход к негативному тренду уже не выправляется.

Очень хороший метод управления риском банкротства субподрядчика — посещение места строительных работ с проверкой содержательного выполнения обязательств по договору, количества людей, трудовой дисциплины и т. д. Другими словами, контрагентам нужно не только помогать, но и проверять их, выезжая «в поля».

По каким признакам ваша компания определяет близость банкротства субподрядчика?

Мы разработали перечень индикаторов приближения банкротства контрагентов. Они основаны на поведенческих особенностях субподрядчика. Например, систематическое привлечение на проект меньшего числа людей, чем указанно в контракте. Если планы по мобилизации персонала на проект хронически соблюдаются на 50–60%, а после давления на субподрядчика происходит увеличение числа вовлеченного персонала, в 2–3 раза выше исходного количества, очень высок риск «перегрева» субподрядчика. Очень вероятно, что в проект брошены последние силы, и по мере «оголения» других строек будет наблюдаться ситуация ползучего снижения числа вовлеченного в работы по проекту персонала.

Сочетание нескольких индикаторов позволяет говорить о близости банкротства субподрядчика, необходимости остановки финансирования выполняемых им работ и смены контрагента.

Увеличилось ли количество банкротств субподрядчиков в кризис?

Как ни странно, нет. Как и раньше, около 10% субподрядчиков не справляются с возложенными на них обязательствами.

Конечно, в сложившейся экономической ситуации логично ожидать массовых банкротств, но мы видим, что пока их число не возросло. Все жалуются на отсутствие финансирования, но продолжают работать.

Узнать больше об опыте работы «Стройтрансгаза» и задать собственные вопросы Андрею вы сможете на пятом форуме финансовых директоров строительной отрасли, который пройдет 16-17 марта в Москве.

Ирина Экзархо


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии