Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о четвертой конференции «Корпоративное казначейство» (день 2)

27.11.2015

8—9 октября 2015 года портал CFO-Russia.ru, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел четвертую конференцию «Корпоративное казначейство». На мероприятии выступили более 20 финансовых директоров, казначеев и специалистов в области экономики крупнейших отечественных и международных компаний. Партнером форума стала компания BSS, партнером секции THOMSON REUTERS.

Представляем вашему вниманию отчет о втором дне форума.

2 день

Первой выступила Мария Лошкевич, заместитель финансового директора «Инверсии», с докладом «Практические инструменты управления ликвидностью компании». Спикер поделилась опытом контроля ликвидности, рассмотрев его цели, результаты, источники, процессы, формы и показатели; рассказала о планировании финансирования дефицита ликвидности, а также показала инструменты финансирования дефицита ликвидности за счет роста поступлений и за счет снижения выплат.

«Планирование и контроль ликвидности позволяет не только заблаговременно выявлять ее дефицит, но и способствует устойчивому развитию предприятия.

В процессы планирования и анализа ликвидности я рекомендую вовлекать ответственные службы. Кроме того облегчает контроль ликвидности автоматизация сбора факта по ДДС.

При дефиците ликвидности рекомендую применять комплекс перечисленных мер по снижению выплат и росту поступлений».

Глазнев.jpg

Опытом управления кредитным рейтингом поделился Артем Глазнев, руководитель блока отчетности и планирования по МСФО «Аэрофлота». Спикер рассказал о последних тенденциях в кредитных рейтингах и основных целях таких рейтингов.

«Кредитные рейтинги играют важную роль с точки зрения компаний и органов власти, позволяя им привлекать средства с рынков капитала. Кредитный рейтинг упрощает процесс выпуска и размещения облигаций и других долговых обязательств, поскольку обеспечивает эффективную, всеми признанную и давно используемую меру измерения кредитного риска.

Кредитный рейтинг часто используется банками и другими финансовыми посредниками для принятия решений по кредитованию, сделкам на денежном рынке, страхованию, лизингу и в любых других ситуациях, где требуется оценка кредитоспособности делового партнера».

Также спикер рассмотрел основные кредитные метрики Fitch на примере авиакомпаний: бизнес-профиль; финансовый профиль; факторы, влияющие на рейтинг; основные подходы; нетипичные события влияющие на кредитный рейтинг.

Мишанов.jpg

Следующим выступил Андрей Мишанов, независимый эксперт, с докладом «Противодействие внутреннему мошенничеству при осуществлении казначейских операций: решение проблемы инсайдеров». Спикер рассказал о проблеме инсайдеров, отделяя распространенные мифы от реальности; описал типы инсайдеров: от пляшущих свинок к Джеймсу Бонду; показал наиболее важных для защиты инсайдерской информации людей; а также поделился опытом создания внутреннего контроля в противодействии инсайдерам.

«Сотрудники должны понимать важность поддержания безопасности всех систем. Информированный и обученный персонал снижает многие риски безопасности и усиливает позиции организации.

В компании должна присутствовать и развиваться культура обучения сотрудников основам информационной безопасности. Сотрудники должны понимать, что такое политика, процедуры и зачем их надо соблюдать при работе, какие средства защиты используются в сети.

Необходимо регулярно напоминать работникам об их ответственности за сохранение конфиденциальной информации.

Если все сотрудники компании достаточно хорошо обучены принципам безопасности, и ответственность за критические функции распределена между ними, вероятность сговора между людьми с целью кражи ценных сведений либо денежных средств резко снижается».

Жданова.jpg

Ирина Жданова, исполняющий обязанности главного бухгалтера, начальник отдела методологии финансового учета и МСФО «МРСК Северо-Запада», представила доклад «Как управлять рисками, связанными с портфелем дебиторской задолженности». Спикер рассказала о проблеме роста дебиторской задолженности; пояснила, как рассчитать коэффициент оборачиваемости дебиторки; обратила внимание на риски, связанные с дебиторской задолженностью и поделилась опытом работы с ней (переговоры, претензионно-исковая работа, альтернативные мероприятия).

«Переговоры включают в себя следующие действия:

  • заключение прямых договоров на услуги с конечными потребителями;
  • согласование в рамках договора оказания услуг условия:
    • о предоставлении потребителем услуг гарантии оплаты (поручительство третьих лиц, гарантии банков и т. д.);
    • безакцептного списания денежных средств со счета потребителя услуг;
  • направление уведомления потребителю услуг о наступлении очередного срока платежа;
  • урегулирование разногласий по текущей оспариваемой задолженности.

Хочу отметить, что нашей компании переговоры начинаются с даты возникновения просроченной задолженности одновременно с мероприятиями претензионно-искового характера».

Также спикер рассказала о составляющих успеха сбора дебиторской задолженности; показала паспорт риска КД-003 и метод оценки риска.

Макарова.jpg

Опытом создания единого расчетного центра поделилась Мария Макарова, руководитель казначейства LagargeHolcim. Спикер рассказала, какие функции выполняет единый расчетный центр, показала, как прошла стандартизация процессов в ее компании; обратила внимание на важность авторизации платежей. Также она представила удобство функционала истории транзакций (система сохраняет все документы), и рассказала о других нововведениях, применимых в ее компании.

«Мы основательно изменили процессы одобрения платежей в системе. Если ранее процесс проходил больше в бухгалтерии, то сейчас казначейство исполняет не только автоматизацию платежей, но и подготовку реестра.

Например, во вторник формируется реестр, к среде он грузиться, в четверг отправляется. Достаточно маленький цикл оборота. К тому же, что система позволяет блокировать какие-то заявки и заказы. Допустим, мы знаем, что у поставщика какие-то проблемы с документами, либо не закрыты авансы. У нас есть возможность заблокировать эти заказы уже на уровне подготовки реестра».

Панель.jpg

После выступления спикеров состоялась панельная дискуссия «Работа с источниками финансирования». В ней приняли участие Алексей Лушин, начальник управления корпоративными финансами «Уралвагонзавода»; Самат Саттаров, директор департамента финансов КАМАЗа; и Ольга Чудина, руководитель отдела казначейства и налогового учета в »Декатлон Россия». Участники обсудили проблему привлечения дополнительных средств для развития компании: определили роли казначейства в привлечении средств; поделились опытом привлечения среднесрочного и долгосрочного заемного финансирования и рассказали о поиске нестандартных источников финансирования.

После обеда, во время которого участники конференции получили возможность общаться в неформальной обстановке, выступила Ксения Сергеева, главный специалист по банковскому финансированию НЛМК, с докладом «Взаимоотношение с банками и поиск альтернативных источников финансирования». Она рассказала о влиянии неблагоприятной рыночной ситуации на взаимоотношения с банками; показала традиционные банки-партнеры; и презентовала важность диверсификации источников финансирования с учетом потребностей компании.

«При диверсификации источников финансирования с учетом потребностей компании в основу стратегии финансирования кладем плановое рефинансирование текущего долга и сохранение ликвидности на комфортном для Компании уровне. Консервативная политика управления кредитным портфелем позволяет иметь в наличии доступные для выборки кредитные линии и программы рублевых облигаций. При этом можно использовать разнообразные доступные инструменты финансирования (например, банковское кредитование или DCM). Кроме того нужно постоянно искать альтернативные источники финансирования для управления кредитным портфелем в зависимости от потребностей компании: ЕСА финансирование, лизинг, рублевые облигации, евробонды, PXF и т. д.».

Кузьмин.jpg

Следующим выступил Антон Кузьмин, руководитель казначейства ВТБ-Капитал, с докладом «Управление казначейскими рисками группы компаний». Спикер рассказал о казначейских рисках (определение, роль казначейства головной организации и дочерних компаний); показал, как идентифицировать возможные риски и подготовить инфраструктуру хеджирования. Он поделился опытом выбора стратегии хеджирования с учетом финансового состояния компании и возможностей инфраструктуры и представила особенности ценообразования, трансфертного ценообразования и налоговых последствий.

«В ВТБ Капитал используется подход поиска сопоставимых сделок и рыночных интервалов. Данный подход реализуется совместно Казначейством (расчет) и Налоговой службой (проверка и согласование). Для определения рыночного интервала используются данные систем Bloomberg/Thomson Reuters по различным выпускам облигаций, подходящих по срокам до погашения, валюте и кредитному рейтингу. В случае недостаточного количества сравнимых облигаций в российской валюте, могут быть использованы иностранные аналоги с применением валютных „безрисковых“ свопов. Для коротких сроков используются индикаторы межбанковского рынка (Ruonia, LIBOR,EUROLIBOR). Аналогом процентной ставки в целях построения интервала выступает доходность к погашению. Принятый подход соответствует Налоговому кодексу РФ и согласован с аудиторами группы компании ВТБ Капитал».

С завершающим докладом «Прогнозирование денежных потоков. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы» выступил Алексей Архипов, председатель совета директоров Федерального Центра Логистики. Он поделился опытом оптимизации оборотного капитала; рассказал о рациональном распределении средств при планирование годового бюджета; представил принципы оптимизации Фонда оплаты труда и организационной структуры компании как способ экономии корпоративного капитала. Спикер показал, как в его компании работают с неликвидными активами (реструктуризация, продажа), и как находят и используют источники пополнения оборотного капитала, а также рассказал о риск-менеджменте и прогнозировании дефицита оборотного капитала.

«Одно из достаточно емких бюджетных средств в оборотном капитале — фонд оплаты труда.

Однажды мы смогли сэкономить примерно 25% от общего фонда оплаты труда только за счет того, что были внедрены соответствующие инструментарии для выплаты заработной платы».

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Отчет о первом дне конференции

Фотоотчет

Текст: Ирина Экзархо

Фото: Тэодолус Сунарджая


Комментарии