Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о четвертой конференции «Корпоративное казначейство» (день 1)

20.11.2015

8—9 октября 2015 года портал CFO-Russia.ru, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел четвертую конференцию «Корпоративное казначейство». На мероприятии выступили более 20 финансовых директоров, казначеев и специалистов в области экономики крупнейших отечественных и международных компаний. Партнером форума стала компания BSS, партнером секции THOMSON REUTERS.

Представляем вашему вниманию отчет о первом дне форума.

1 день

Модератором первого дня стал Дмитрий Гинкулов, заместитель генерального директора по экономике и финансам в компании «Артпласт».

Первым выступил Станислав Прокофьев, заместитель руководителя Федерального Казначейства России, с докладом «Кэш-менеджмент в Казначействе России: состояние и перспективы». Спикер рассказал о вызовах настоящего и системе управления денежными потоками; обратил внимание на функционирование ЕКС (единый казначейский счет) и новации в части концентрации средств. Он показал, как лучше планировать ликвидность на ЕКС и управлять ею; а также представил горизонты развития Казначейства России.

«Если в 2015 году расширение периметра казначейского сопровождения контрактов (договоров) предусматривает субсидии, бюджетные инвестиции и взносы в уставные капиталы юридических лиц, то в 2016 к этим пунктам добавятся контракты юридических лиц, заключенные с исполнителями и соисполнителями. К дополнительным объектам консолидации относятся лицевые счета исполнителей и соисполнителей».

Гинкулов.jpg

Следующим выступил Дмитрий Гинкулов с докладом «Автоматизация работы централизованного казначейства». Спикер поделился опытом взаимодействие с покупателями и поставщиками; рассказал об операционных и инвестиционных расходах, а также о других обязательствах и поступлениях.

«Принимая решение в пользу автоматизации центрального казначейства, необходимо для себя понять:

  • Какую пользу это принесёт? Например, увеличит производительность труда и/или какие снизит риски.
  • Какие ключевые параметры нужны для принятия решений? То есть нужно описать ИТ-схему и бизнес-процессы „как есть“ и продумать, нужно ли проводить изменения на основании „как должно быть“; увидеть взаимосвязи между параметрами.

Кроме того, не забывайте, любые данные, занесённые куда-либо один раз, могут быть использованы в любом месте.

Помните, что любая автоматизация и информация стоит денег, поэтому определите заранее стоимость, сроки и окупаемость проекта.

Обязательно заручитесь поддержкой собственника и обучите персонал».

После выступления спикеров состоялся круглый стол «Пути оптимизации работы казначейства», в котором приняли участие Михаил Хорошев, заместитель финансового директора, руководитель казначейства «Роникон»; Олег Лохмаков, руководитель казначейства «Росинтер Ресторантс»; и Вячеслав Денисов, руководитель казначейства О’КЕЙ. Участники поделись опытом разработки KPI для корпоративного казначейства; рассказали об аудите работы казначейства и оценке деятельности, а также представили пути повышения эффективности работы казначейства, и сокращения расходов на его деятельность.

С мастер-классом «Расчет ROI товарного запаса» выступил Вячеслав Денисов. Спикер рассказал, зачем нужен расчет возврата инвестиций в запасах и почему каждый день стоит компании дополнительных финансовых затрат. Он поделился мнением, какая маржа важнее: относительная или абсолютная, а также рассказал, на что же все-таки стоит опираться, на маржинальность или ассортимент.

«Изменение оборотного капитала мы в первую очередь отслеживаем по отчетам казначейства. Их несколько:

1. Отчет направления по управлению оборотным капиталом. Готовиться ежемесячно, и включает в себя показатели по дебиторской задолженности поставщиков и клиентов, по авансам компаний группы; итоговые цифры по отсрочке и оборачиваемости, рабочему и дополнительному оборотному капиталу; суммы, которые мы заплатили поставщикам за досрочные оплаты и по факторингу с указанием полученной прибыли и комиссии.

2. Отчет по отсрочке и оборачиваемости. Он также готовится ежемесячно; включает в себя средневзвешенные показатели отсрочки и оборачиваемости по поставщикам, товарным группам и подгруппам, сравнение и анализ с прошедшими периодами.

3. Отчет по запасам. Готовиться еженедельно. Описывает динамику по стокам в разрезе магазинов и складов».

Лохмаков.jpgОлег Лохмаков представил доклад «Выстраивание выгодных отношений с банками: стратегия и тактика ведения переговоров». Спикер рассказал об основных банковских услугах, востребованных компаниями; поделился опытом выбора правильного предмета переговоров (достижение взаимовыгодных условий сотрудничества между банком и компанией), а также показал пути достижения взаимовыгодных условий сотрудничества.

«Остановимся на технике ведения переговоров при желании рефинансировать банковские кредиты. Переговоры не будут успешными, пока кредиторы не осознают, что рефинансирование компании в их же интересах. То есть компания должна донести до всех кредиторов, что произойдет в случае ликвидации предприятия. Нужно объяснить кредиторам, что решение о ликвидации предприятия — это реальность, которая произойдет в случае, если они не пойдут на уступки. Затем необходимо пояснить, что если большинство кредиторов пойдут навстречу компании, то она сможет продолжить свою деятельность. Помните, в большинстве случаев у предприятия есть только один шанс получить уступки со стороны кредиторов, поэтому важно, чтобы новые обязательства были реалистичными и выполнимы».

Следующим выступил Георгий Чирков, заместитель председателя рабочей группы по внедрению стандарта ISO 20022 для взаимодействия корпораций и банков «RU CMPG», с докладом «Работа с банками в формате ISO 20022. Перспективы использования стандарта в России». Спикер представил преимущества, которые получает использующая стандарт корпорация; рассказал, что требуется для реализации полноценного дистанционного банковского обслуживания; сделал обзор доступных типов документов, а также поделился перспективами и планами на будущее.

Чирков.jpg

«Приведу пример (не из жизни, а из того, как это могло бы быть) работы компании по стандарту ISO 20022. Казначей звонит начальнику IT и говорит: „Мы собираемся открыть счета в новом банке. Что нам потребуется, чтобы обеспечить интеграцию?“. Через 10 минут начальник IT перезванивает и отвечает: „Я посмотрел. Этот банк подключен к нашей единой сети платежей. Он поддерживает стандарт ISO 20022. Мы можем подключить счета и начать работать в любой момент“. То есть компания избегает множество лишних действий. Казалось бы, это фантастика, но на самом деле все технологии и инструменты, которые нужны для этого, уже существуют. Осталось сделать небольшой шаг, обеспечить поддержку единого стандарта всеми банками и разработчиками IT-систем. Это не фантастика. Работа уже идет».

Следующим выступил Роман Гречишников, руководитель блока по финансовой трансформации ЕВРАЗ, с докладом «Автоматизация платежного процесса — инструмент повышения эффективности». Спикер рассказал, какая транзакционная система казначейства лучше (все функции внутри одной системы или агрегация нескольких решений); поделился опытом разрыва автоматизации процессов (точки потери информации); и пояснил, почему системы клиент-банка — это два шага назад в автоматизации казначейства холдинга. А также спикер рассказал об автоматизации взаимодействия корпораций и банков и дал прогноз дальнейшего развития этих систем.

Гречишников.jpg

«Давайте сравним различные системы. Система прямой интеграции с АБС банков имеет свои плюсы:

  • снижение риска „фрода“;
  • использование единого стандарта ISO20022;
  • снижение рисков связанных с передачей файлов по каналам связи.

У нее есть и минусы:

  • уникальные форматы сообщений для взаимодействия с банками;
  • высокая стоимость обслуживания;
  • стоимость и сложность доработки и интеграции ERP/платежных систем.

У системы обмена финансовыми сообщениями (SWIFT) те же преимущества, что и предыдущей (использование стандарта ISO 20022 и снижения риска мошенничества) при это стоимость ее обслуживания в разы ниже, но у SWIFT есть серьезный недостаток зависимость от Сервис-бюро».

Андреев.jpg

О централизации валютно-обменных операций в едином казначействе рассказал Виталий Андреев, специалист по работе с клиентами в Thomson Reuter, детально описав весь процесс работы с системой FXall.

«Основные преимущества FXall:

  • широкий набор инструментов — спот, форварды, свопы, опционы;
  • запрос котировок у нескольких банков одновременно;
  • исполнение сделки по лучшей цене или с конкретным банком;
  • возможность торговли от имени нескольких юридических лиц (головного офиса, филиалов и ДЗО, в том числе и зарубежных);
  • Portfolio Order Management System (собирает все конверсионные сделки Компании в одном месте) позволяет наладить:
    • контроль за конверсионными операциями филиалов и дочерних компаний;
    • неттинг сделок позволяет экономить на спреде;
    • импорт заявок по конверсионным операциям из Excel;
    • настройку уровней прав для каждого пользователя системы.

В итоге компания получает наглядную статистику, анализ совершенных сделок, и возможность автоматического экспорта сделок в казначейские системы».

Следующей выступила Виктория Солдатова, финансовый директор «Рейнарс Алюминиум Рус», с докладом «Минимизация валютных рисков при работе напрямую на валютной бирже». Спикер представила преимущества прямого доступа к операциям на валютной бирже; показала, как можно минимизировать расходы при покупке иностранной валюты и увеличить доходы при её продаже; поделилась опытом использования различных инструментов хеджирования; а также представила альтернативу овернайта.

Солдатова.jpg

«Главное преимущество прямого доступа на валютную биржу — минимизация расходов при покупке валюты и увеличение доходов при продаже. К тому же вы получаете возможность видеть и использовать движение курсов валют в режиме реального времени. При этом нет существенного разрыва между курсом покупки и курсом продажи (минимальный спред). К плюсам можно отнести и возможность заключения сделок по рыночному курсу (очищенному от любой маржи, закладываемой банками) и получение отображения наилучших заявок на куплю-продажу в одной таблице. Вы можете подать заявку сразу „по текущему курсу“ (через торговый терминал или по телефону через брокера), или выбрать курс, который устраивает вас. Во втором случае заявка исполнится автоматически, как только курс достигнет заданного уровня. Если ваши планы изменились в любой момент вы можете отозвать или удалить заявку, которая не была исполнена».

Сытин.JPG

Заключительным выступлением первого дня стал мастер-класс «Оптимизация работы с проблемной задолженностью». Его провели Сытин Федор, директор казначейства, и Гильманова Галина, начальник отдела отчетности, подготовки и контроля исполнения бюджета движения денежных средств «Международного аэропорта Шереметьево». Спикеры дали оценку экономического эффекта от правильной работы с проблемной задолженностью; детально описали основные этапы этой работы; показали ключевые факторы успеха в работе с «дебиторкой» и поделились опытом снижение последствий возникновения проблемной дебиторской задолженности.

«Еще одна причина изменения процессов работы с дебиторской задолженностью — избегание потери денег и имиджа. Это может произойти из-за несогласованности действий сотрудников. Бывают случаи, когда после получения решения суда и ареста денежных средств на счете в пользу предприятия появлялось ДС о снижении задолженности, подписанное одновременно с судебным взысканием. Есть случаи, когда из-за позднего подписания ДС, регламентирующих снижение валютного курса в закрытых бухгалтерией периодах, предприятие подает судебные иски по задолженности, при этом одновременно подписывая ДС (отменяющего эту задолженность), бухгалтерское оформление которого крайне затруднено. Также встречаются случаи направления требований о погашении уже погашенной задолженности».

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Отчет о втором дне конференции

Фотоотчет

Текст: Ирина Экзархо

Фото: Тэодолус Сунарджая


Комментарии