Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Андрей Коптелов: «Российские компании вынуждены заниматься операционным совершенствованием»

Андрей Коптелов: «Российские компании вынуждены заниматься операционным совершенствованием» 03.11.2015

Андрей Коптелов, директор департамента по оптимизации бизнес-процессов компании «Синергия» и спикер встречи дискуссионного клуба «Цифровое предприятие», рассказал CFO-Russia об особенностях и трендах управления бизнес-процессами в России.

Каковы особенности управления бизнес-процессами в России?

Управление бизнес-процессами находит в России все больше сторонников, ведь экономическая ситуация не улучшается, и поэтому компании вынуждены заниматься операционным совершенствованием. На базе результатов исследования российского рынка BPM проведенного в 2015 году ABPMP Russia (рис 1.) можно увидеть, что из года в год не меняется тройка лидеров в части целей описания бизнес-процессов, в прошлом году на первом месте была цель — автоматизация процессов, в этом году лидирует регламентация и стандартизация. При этом можно отметить спад интереса к оптимизации процессов, ведь большинство компаний, почувствовав кризис, основную оптимизацию провели еще в 2014 году.


1.jpg

Рис. 1. Цели описания БП (Исследование ABPMP Russia «Российский рынок BPM 2015»)



В большинстве крупных российских компаний давно уже созданы процессные офисы, перед которыми поставлены задачи повышения операционной эффективности компаний. Также можно отметить, что у многих консалтинговых компаний, оказывающих услуги по оптимизации процессов последние пару лет наблюдается увеличение числа заказов, несмотря на падение остальных отраслей. А с учетом организации в России Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (Association of Business Process Management Professionals, ABPMP) можно сказать, что сейчас мы наблюдаем с качественную трансформацию этого сегмента рынка.

Какие приемы и методы BPM сегодня наиболее востребованы? Почему?

Наиболее востребованный прием — это описание, оптимизация и последующая регламентация кросс-функциональных бизнес-процессов. Именно эти процессы требуют пристального внимания, ведь в них участвует множество подразделений, что требует синхронизации их действий между собой. Если процесс «умещается» внутри одного подразделения, то его может самостоятельно выстроить функциональный руководитель, а вот если процесс «пронизывает» множество подразделений, то тут необходима синхронизация со стороны сотрудников процессного офиса.

После регламентации следующим этапом часто становится автоматизация бизнес-процессов, ведь для многих из них важно не только определить все необходимые процедуры, но и следить за правильностью их выполнения сотрудниками. На базе автоматизированных бизнес-процессов в дальнейшем намного легче принимать решения о совершенствовании процессов, ведь анализ можно строить не со слов участников процесса, а на фактических показателях, рассчитываемых на базе информации в существующих ИТ-решениях.

В Университете Синергия сейчас в активной стадии оптимизация и регламентация существующих бизнес-процессов, и данные работы поддержаны со стороны высшего руководства Университета, что обеспечивает им продвижение на всех уровнях управления. Именно кросс-функциональные процессы стали первыми на оптимизацию и последующую регламентацию.

В следующем году мы планируем больше внимания уделять автоматизации бизнес-процессов, для решения задач контроля времени исполнения кросс-функциональных процессов на базе «легкого» ИТ-решения. Также мы запланировали расширение центра компетенции по BPM на ключевые функциональные подразделения с упором на непрерывное совершенствование процессов.

Если анализировать ситуацию в целом по российскому рынку, то можно отметить, что лидерами среди методов и приемов BPM являются собственные методы описания, контроля и совершенствования процессов (Рис. 2).

2.jpg

Рис. 2. Какие методы или приемы BPM используются в компании? (Исследование ABPMP Russia «Российский рынок BPM 2015»)


Необходим ли компаниям центр компетенции BPM? На что стоит обратить внимание при его создании?

Необходимость организации специализированных структур для координации внедрения элементов процессного управления закреплена в своде знаний в области управления бизнес-процессами — BPM Common Body of Knowledge (BPM CBOK), разработанном ABPMP International.

Помимо процессного офиса (Business Process Management Office (BPMO)), в своде знаний речь также идет и о центре компетенции по управлению бизнес-процессами (Business Process Management Center of Excellence, BPMCOE), но если центр компетенции чаще имеет виртуальную структуру, то процессный офис обычно закрепляется организационно в виде отдельного подразделения.

Структуры BPMO и BPMCOE играют важную роль в установке приоритетов и распределении дефицитных ресурсов компании по работам, связанным с совершенствованием процессов, а также при мониторинге и построении отчетности по метрикам производительности бизнес-процессов для соответствующих владельцев процессов и высшего руководства компании.

Узнать больше об опыте компании «Синергия» и задать собственные вопросы Андрею Коптелову вы сможете на встрече дискуссионного клуба «Цифровое предприятие», которая состоится 27 апреля в Москве. 


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии