Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о четвертой конференции «Корпоративное бюджетирование 2015» (день 2)

23.10.2015

16-18 сентября портал CFO-Russia.ru, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел четвертую конференцию «Корпоративное бюджетирование 2014». На мероприятии выступили более 30 финансовых директоров и специалистов в области экономики из крупнейших отечественных компаний.

Бронзовым партнером форума стала компании InterProCom, партнером секции TERNGROUP.

Представляем вашему вниманию отчет о втором дне форума.

2 день

Второй день конференции открылся мастер-классом «Построение оптимального бюджета: путь восхождения к прибыли. Опыт компании «Детский мир»», который провела Ольга Шакирова, заместитель генерального директора по финансам и инвестициям СГ-Трейдинг (АФК «Система»). Спикер представила основные принципы подготовки бюджета; рассказала, как выявить точки роста, обратив внимание на обсуждение основных статей и самые результативные подходы к оптимизации. Она поделилась опытом внедрения и использования агрессивного бюджета. А также рассказала об особенностях мотивация менеджмента на результат.

Ольга Шакирова

«Одна из точек роста — инвентаризация. Инвентаризация, которая воспринимается как эффективный инструмент понимания активов Компании и проблем с ними связанных, самый лучший инструмент поиска дополнительных доходов и усовершенствовании процессов.

В «СГ-Трейдинге», после проведения инвентаризации «с паяльником», как я ее называю, мы смогли поделить все активы компании на группы: то, что используем; то, что ветхое, требует списания и никак не используется; и то, что в хорошем состоянии, но бизнесу не нужно. Последнего мы продали сразу на 40 млн. При том, что у нас убытки 200 млн. То есть это повлекло существенную материальную выгоду.

Другими словами инвентаризация может повернуть денежный поток в обратном направлении. Вместо того, чтобы тратиться на обслуживание ненужного для бизнеса имущества, вы его продаете. Во-первых, вы выручаете деньги, во-вторых, перестаете нести лишние траты.

В «Детском мире» инвентаризация стала инновационным решением».

Алексей Скворцов

Следующим выступил Алексей Скворцов, финансовый директор ГК Bosco di Ciliegi, с докладом «Бюджет-2016. Больше вариантов при планировании и возможностей для маневра». Спикер рассказал о неопределенности 2016 года, и показал ее отличия от предыдущих лет; доказал важность разработки как можно большего количества вариантов развития событий при планировании. Он обратил внимание на проблему выбора основного варианта; рассказал о горизонте и частоте планирования. Также Алексей подчеркнул необходимость оперативного получения результатов и ответил на актуальный вопрос: «Пересчитывать ли бюджет при каждом изменении внешних обстоятельств?».

«Единственный выход для нас при бюджетировании брать риски и рассматривать, что же мы с ними можем делать и как с ними бороться. Первое — найти способ уменьшения влияния основного риска. Давайте посмотрим, что же это такое для нас.

Товар мы закупаем в евро, расходы в основном в рублях, кредиты и в евро и в рублях. То есть на лицо риск курсовой разницы. И при существенном скачке он выливается в огромные убытки. Что же делать в этом случае? Как поступить? Летом 2014 года наша интуиция подсказала нам перейти на кредиты в рублях, несмотря на то, что ставка в рублях была в два раза выше. Это помогло.

Некоторые говорят: «Можно захиджироваться». Это все в теории. На практике компания сталкивается с тем, что хедж на годовой валютный кредит менее эффективен, чем перевод кредитов в национальную валюту».

Любовь Ведешина

О современных методах управления с помощью ключевых показателей эффективности рассказала Любовь Ведешина, ведущий методолог департамента аналитических систем InterProCom. Спикер презентовала варианты преобразования модели управления после наступления кризиса, а также на примере показала возможность оптимизации управленческих решений в части системы сбалансированных показателей и системы бюджетирования, подчеркнув, что чем сложнее система, тем она уязвимее.

«Один из показателей качественной автоматизации финансовых бизнес-процессов — это способность автоматизированных систем к быстрому и дешевому изменению в соответствии с требованиями бизнеса. Способность автоматизированной модели к гибким изменениями закладываются на следующих этапах:

  • выбор наиболее подходящих средств автоматизации;
  • учет изменений бизнеса в процессе создания архитектуры автоматизированной системы управления.

Сегодня способность управленческой модели к изменениям — условие выживание и конкурентное преимущество».

Андрей Кириллов

Следующим выступил Андрей Кириллов, директор по инвестициям компании «Мегафон», с докладом «Подходы к планированию инвестиционных проектов». Спикер рассказал, как быть, если запланировали инвестиционный проект, а затем планы компании изменились; представил наиболее эффективную частоту пересмотра инвестиционного бюджета. Также он обратил внимание на то, как меняется процесс бюджетирования инвестиций в условиях экономической нестабильности.

«Ключевые условия инвестиционного процесса:

  • регламент инвестиционного процесса;
  • инвестиционный комитет — орган, который принимает все инвестиционные решения по проектам (принимает проекты, отклоняет проекты, пересматривает проекты, выделяет деньги на проекты);
  • спонсор проекта — ТОП-менеджер, который заинтересован в реализации проекта;
  • менеджер проекта — выделенный сотрудник, который отвечает за реализацию проекта;
  • функциональные эксперты — сотрудники, участвующие в согласовании проекта при его проработке;
  • контроллинг — функция ответственная за отслеживание инвестиционных решений, которая в случаи наличия отклонений сигнализирует Инвестиционному комитету;
  • методика оценки инвестиционных проектов;
  • система мониторинга результатов инвестиционных проектов».

О скользящем планировании рассказала Мария Лошкевич, заместитель финансового директора компании «Инверсия». Спикер поделилась опытом увеличения преимуществ и сокращения влияния недостатков скользящего планирования; представила скользящее планирование, как инструмент повышения качества управления финансовыми ресурсами, в том числе в условиях падения продаж. Она рассказала о синергии скользящего планирования и бюджетирования, обратив внимание на то, что из них выбрать в том или ином случае. Также спикер поделилась опытом применения скользящего планирования при управлении инвестициями.

Мария Лошкевич

«При построении скользящего планирования для управления финансами я рекомендую следующее:

  • горизонт планирования: 5–6 недель;
  • еженедельное обновление;
  • автоматизация сбора факта;
  • выделение цветом вероятности поступлений/платежей.

В результате вы получите реалистичный прогноз поступлений и платежей, сможете своевременно выявить дефицит ликвидности и оперативно мобилизовать внутренние и внешние финансовые резервы».

Руслан Гиниятов

После обеда открылась третья секция «Практические инструменты для подготовки бюджета». Первым в ней выступил Руслан Гиниятов, финансовый директор группы заводов «Проктэр энд Гэмбл», с докладом «Оптимизация затрат при подготовке бюджета: как не перегнуть палку». Спикер представил оптимизацию расходов, не только как кампанию, а как образ жизни, а также поделился опытом поиска новых идей оптимизации и рассказал, как можно добиться их реализации.

«Для поиска идей я рекомендую использовать, во-первых, так называемый структурируемый мозговой штурм. Он предполагает определенные усилия по организации этого процесса. В первую очередь нужно определить, кто в нем должен участвовать:

  • владельцы бюджетов, потому что они больше всех заинтересованы в поиске вариантов оптимизации;
  • технические специалисты (старшие механики, электрики, кладовщики — люди, которые реально знают как что происходит в компании);
  • менеджеры высокого уровня, потому что они могут принести стратегический взгляд и заметить то, что не заметили их подчиненные;
  • сотрудники смежных функций, потому что часто идеи лежат на стыке, но этот факт игнорируется;
  • фасилитатор, который может все это организовать и грамотно провести».

Алексей Бесфамильный

О методах расчета трансфертных цен в процессе бюджетирования рассказал Алексей Бесфамильный, руководитель направления по ценообразованию в «ЕвроХим». Спикер представил основные требования к трансфертным ценам; и детально описал основные виды групп для бюджетного ТЦО:

«Ставка внутригруппового финансирования рассчитывается по следующей формуле:

Ставка = Базовая ставка + Риск-премия заемщика + Страновой риск заемщика

Где:

Базовая ставка — наибольшее из планируемой/текущей ставки привлечения внешних займов и доходностью облигаций компаний с кредитным рейтингом заимодавца.

Риск-премия — разница доходностей облигаций компаний с кредитным рейтингом, равным рейтингу Заемщика и кредитным рейтингом Заимодавца;

Страновой риск заемщика определяется на основании разницы доходностей суверенных облигаций кредитора и заемщика в одной и той же валюте.

В случае получения отрицательных результатов по Риск-премии заемщика и Странового риска — значение считается равным нулю».


Софья Тараева

С заключительным докладом второго дня «Как повысить эффективность подготовки налогового бюджета» выступила Софья Тараева, директор по налогам в Tele2 Россия. Спикер представила целесообразность подготовки налогового бюджета, обратив внимание на ее процедуру, технологию и инструментарий; рассказала, как упростить процедуры подготовки такого бюджета, а также представила оптимальную регулярность пересмотра налогового бюджета.

«Один из самых сложных вопросов данной темы «Кто составляет налоговый бюджет и кто за него отвечает?». У нас финальные цифры по налоговому бюджету подтверждает налоговый департамент. Но представьте ситуацию, мы через квартал видим, что согласно план-факт анализу, результат несколько отличается от бюджета. И тут возникает вопрос: «Кто должен отвечать за это отличие: отдел, который составлял весь бюджет или тот, кто подтверждал налоговый?». Другими словами до принятия бюджета мы должны понять, кому показатели налогового бюджета ставить в KPI. С одной стороны, все достаточно просто, если налоговый менеджер не подписывает декларацию, то эти данные не должны входить в его KPI. Но тут возникает масса нюансов, которые ставят под сомнение данный вывод».

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Отчет о первом дне конференции

Отчет о третьем дне конференции 

Фотоотчет

Текст: Ирина Экзархо

Фото: Тэодолус Сунарджая



ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии