Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о четвертой конференции «Корпоративное бюджетирование 2015» (день 1)

20.10.2015

16—18 сентября портал CFO-Russia.ru, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел четвертую конференцию «Корпоративное бюджетирование 2014». На мероприятии выступили более 30 финансовых директоров и специалистов в области экономики из крупнейших отечественных компаний.

Бронзовым партнером форума стала компании InterProCom, партнером секции TERNGROUP.

Представляем вашему вниманию отчет о первом дне форума.

1 день

Первой выступила Наталия ОрловаНаталия Орлова, главный экономист и руководитель Центра макроэкономического анализа «Альфа-Банка», с докладом «Экономика России: Перспективы роста в новой реальности». Она обратила внимание на то, что рост потребления лишается поддержки: «Модель экономического роста, которая с 2000 года позволяла наращивать потребление, теперь должна быть пересмотрена, так как больше не имеет ресурсов».

Спикер отметила, что «население оплатило девальвацию 2014 года и не получило компенсацию из бюджета, что позволило снизить уровень сбалансированности бюджета по цене на нефть до 75 долл/барр; но и этого может быть недостаточно».

Она рассказала о конфликте интересов в формировании бюджета РФ; отметила, что бюджетная политика остается умеренно жесткой.

Спикер представила степень закредитованности населения, отметив: «Уровень закредитованности населения в зоне риска, дальнейший рост доходов необходим для роста рынка».

Наталья показала данные, которые подтверждают, что розница нащупало дно. Также она подчеркнула, что рубль по-прежнему под давлением, потому что «рынок все еще включает в себя „премию“ за санкции».

Говоря о процентных ставках мировых банков, спикер отметила, что они достигли «дна». Так, «процентная ставка ЦБ приблизилась к „дну“, инфляция дает возможность дальнейшего снижения, но давление на рубль не позволяет двигать ставку ниже 11% уровня».

Следующим с эксперт-прогнозом ситуации в экономике России выступил Максим Петроневич, заместитель начальника Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка». Он рассмотрел вопрос, который волнует сегодня многих «Достигла ли экономика дна?».

Максим Петроневич

Спикер отметил, что импортозамещение наблюдается всего в 7% отраслей (по доле в ВВП): «Среди факторов замедления этого процесса продолжение сокращения населением склонности к потреблению, несмотря на стабилизацию годовых темпов инфляции. Кроме того, объем инвестиций снижается из-за неопределенности будущих доходов, строительная активность — из-за перепроизводства жилья и сокращения инфраструктурных инвестиций».

Он отметил, что «сохранение номинальных темпов роста снижает угрозу возникновения неплатежей (по зарплате, кредитам в рублях)».

Максим показал, что по итогам второго квартала рост инвестиционной активности в сырьевом секторе временно замещает ее спад в других секторах; он также прогнозирует замедление инфляции с октября 2015 года и возможное снижение ключевой ставки, хотя подчеркивает, что оно маловероятно до 2016 года.

В конце спикер отметил, что факторы, вызвавшие резкое ослабление рубля в конце предыдущего года исчерпали потенциал своего влияния, поэтому основным драйвером этого процесса стали цены на нефть.

После выступления спикеров состоялась панельная дискуссия «Особенности планирования в современных условиях». В ней приняли участие, Наталья Орлова, Максим Петроневич, Алексей Васильев, директор по экономике и финансам «ОАК — Транспортные самолеты»; Дмитрий Качановский, финансовый директор «ПМА-Стройпроект»; Катерина Ларюшкина, финансовый директор Hoff; Юлия Морочко, заместитель директора департамента «Роснефти»; Данила Котляров, финансовый директор IRS Ltd/Петропавловск-Черная металлургия; Дмитрий Рыжков, экс-заместитель генерального директора «Утконоса». Участники обсудили основные риски при планировании сегодня; колебания курсов валют и его влияние на планирование. Также они дискуссировали над вариантами сценариев при планировании, которые стоит предусмотреть сегодня и рассмотрели ограничения при секвестировании бюджета.

Панельная дискуссия «Особенности планирования в современных условиях»

После кофе-брейка выступила Надежда Голодаева, руководитель контроллинга «Северстали», с докладом «Оптимизация стратегического бизнес-плана в компании Северсталь». Спикер рассказала об изменениях долгосрочного стратегического планирования в своей компании. Для начала спикер представила предпосылки этого процесса. Она отметила, что все началось с решения освободить «себе время для более важных дел». И ее компании это удалось. Надежда рассказала о том, как настраивался этот процесс, какие принципы формирования бюджета существуют в ее компании сегодня и доказала, что планирование бюджета на несколько лет недостаточно эффективно, так как его все-равно приходиться постоянно актуализировать:

Надежда Голодаева

«Мы постоянно мониторим металлургический рынок. И вот, предположим, кто-то из наших конкурентов делает чугун дешевле. Я не посмотрю на бюджет, я должна буду сделать чугун дешевле».

Спикер подчеркнула, что они не отказались полностью от долгосрочного планирования, но максимально его упростили, что привело к существенным сокращениям трудозатрат: «Вместо 150 финансистов, которые были вовлечены в этот цикл, сейчас работают 3 сотрудника».

Она детально рассказала об эволюции этого процесса и факторах его успеха, а также представила неожиданные выводы, которые сделала после завершения упрощения долгосрочного планирования.

С докладом «Роль бюджетирования в принятии управленческих решений в компании» выступила Татьяна Сидорова, директор департамента экономики «МРСК Северо-Запада».

 Татьяна Сидорова

Спикер рассказала о многослойности системы бюджетирования и ее особенностях в своей компании; представила требования выдвигаемые к этой системе и преимущества, которые она предоставляет. Она презентовала пирамиду управленческих решений, подчеркнув «простота построения — ключ к решению проблемы многослойности, разноуровневости, первичной разобщенности системы». Также Татьяна отметила: «простота в управлении позволяет превращать систему бюджетирования в инструмент „быстрого реагирования“ на изменяющуюся макро- и микросреду». Спикер рассказала о необходимых составляющих успеха превращения бюджетирования в инструмент принятия эффективных управленческих решений в компании. Она обратила внимание на «ужесточение» условий планирования, показав влияние этого процесса на свою компанию; и представила трансформацию схемы принятия решений.

Продолжила тему взаимосвязи бюджета и управленческой отчетности Екатерина Гудкова, начальник отдела методологии бюджетирования «Росатома». Спикер отметила, что «бюджет и отчетность отвечают на один вопрос: „На сколько эффективно мы работаем?“», после чего показала, как именно можно получить ответ, используя эти инструменты. Она рассказала о выборе концепции управления: о том, как определить на основании чего и как принимаются управленческие решения в компании и как измеряется эффективность деятельности. Екатерина показала, как определить набор форм и показателей на всех уровнях управления в рамках оптимизации альбома отчетности. Спикер рассказала об оптимизации бюджета: о том, как определить состав бюджетных форм и набор показателей достаточный для формирования отчетности, и как обеспечить возможность формирования факта. Также она презентовала механизмы синхронизации процессов, подчеркнув важность регламентации порядка изменения бюджета и альбома отчетности.

Екатерина Гудкова

«Дерево ценности является основой для управления компанией. На уровне целеполагания при помощи аналитических инструментов (расчет конкурентоспособности продукта на рынке, операционная модель) на основе дерева ценности существует возможность постановки четких целей в привязке к стратегическим инициативам организации. На уровне „Планирование и бюджетирование“ операционная модель, построенная на основе дерева ценности, охватывает все уровни организации и декомпозируется до уровня первичных бизнес-драйверов. На основе операционной модели строится ССП и бюджет. Что касается управленческой отчетности, при помощи дерева ценности возможно получать агрегированные показатели различной сложности для разных уровней организации (для ГК — несколько сложных агрегированных показателей, для предприятий — много простых операционных показателей). В логике дерева возможно построить форматы управленческих отчетов. Дерево ценности позволяет проводить факторный анализ отклонений от целевых значений и принимать корректирующие меры. В мотивационном аспекте в основу индивидуальных карт КПЭ ставятся показатели из дерева ценности. Уровень сложности и количество показателей зависят от уровня управления».

 Елена Дадеркина

Своим опытом автоматизации процесса бюджетирования поделилась Елена Дадеркина, финансовый директор «Диэлектрических кабельных систем». Спикер представила организационный объем проекта; рассказала зачем ее компании понадобилась новая ERP. Спикер презентовала рассматриваемые варианты систем для внедрения, требования, которые выдвигались к новой системе, цели и задачи, которые перед ней ставились; рассказала, почему была выбрана инновационная платформа БД HANA, как долго она внедрялась и какие расходы повлекла за собой. Рассказывая о бизнес-планировании, бюджетировании и консолидации, Елена обратила внимание на эволюцию версий бюджета и финансовой структуры в своей компании. Отдельно спикер поделилась опытом автоматизации планирования и управления производством и системой управления бюджетом, показав схему этих процессов и описав их особенности. Также спикер порекомендовала коллегам, внедряющим систему автоматизации иметь:

  • «готовую организационную структуру для выделения финансовой структуры (определение четких зон ответственности по доходам и расходам);
  • централизованное подразделение, которое будет заниматься организацией процесса бюджетирования;
  • централизованное казначейство (унификация процесса оплат, контроль на соответствие утверждённому бюджету, полная взаимозаменяемость работников казначейства, оптимизация затрат на внешнего консультанта);
  • сформулированные принципы бюджетирования и методология бюджетирования:
    • Бюджетный классификатор;
    • Период планирования;
    • Бюджетный регламент и сроки составления бюджетов;
    • Периодичность корректировок;
    • Преемственность методологии бюджетирования;
  • четкое выделение МВЗ:
    • организационные;
    • производственные;
    • географические;
  • единый Бюджетный Классификатор и Единый План счетов».

Елена Казимирук

После обеда, где участники конференции могли обсудить актуальные проблемы бюджетирования в неформальной обстановке, выступила Елена Казимирук, АССА, финансовый директор «Спиракс-Сарко Инжиниринг» с докладом «Взаимодействие финансового директора с бизнес-подразделениями в ходе подготовки бюджета». Спикер представила принципы эффективного взаимодействия:

  • «процесс бюджетирования проходит в соответствии с графиком;
  • параметры годового бюджета согласуются со стратегическим планом;
  • минимальное количество циклов согласования отдельных бюджетов;
  • прозрачность и достаточная детализация данных в разрезе статей бюджета;
  • владельцы бюджетов принимают и несут ответственность за их исполнение».

Она рассказала о прогнозах и ожиданиях в процессе формирования бюджета; описала наиболее эффективный формат предоставления данных. Также спикер обратила внимание на важность встреч и обсуждений и другие формы эффективной коммуникации (планирование и согласование графика встреч заблаговременно; ведение и рассылка протоколов встреч; четкая регламентация действий, исключающая «додумывание»; предложение решений, а не информирование о проблеме; незамедлительное сообщение о возникающих препятствиях; использование фактов и аргументов, а не мнений).

Ирина Косинская

Следующей выступила Ирина Косинская, ведущий консультант компании «Терн», с докладом «Эффективный подход к автоматизации бюджетирования». Спикер представила решение Prophix; рассказала о бюджетных формах, о схемах утверждения данных, модуле детального планирования и динамики развития. Также она представила улучшения, предлагаемые данным решением:

  • облегчение технической поддержки для администраторов системы;
  • отсутствие блокировок при одновременном сохранении данных;
  • использование расширенного функционала модулей системы;
  • увеличение производительности системы на 25%».

Первый день конференции завершился панельной дискуссией «Как грамотно организовать процесс подготовки бюджета». В ней приняли участие Елена Казимирук; Олег Петрунин, финансовый директор «Русской консервной компании»; Данила Котляров, финансовый директор IRS Ltd/Петропавловск-Черная металлургия; Екатерина Печенкина, независимый эксперт.

«Как грамотно организовать процесс подготовки бюджета»

Участники обсудили следующие вопросы:

  • влияние оргструктуры бизнеса на процесс бюджетирования;
  • вовлеченность всех бизнес-подразделений в процесс;
  • контакт с высшим руководством — залог успеха или лишняя помеха?
  • IT-системы, методология и человеческий фактор — что важнее.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Отчет о втором дне конференции

Отчет о третьем дне конференции 

Фотоотчет

Текст: Ирина Экзархо

Фото: Тэодолус Сунарджая


Комментарии