• Сегодня 19 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.09 руб
  • EUR ЦБ 100.53 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Марк Бутман: «Я все время слежу за дневными продажами. Вот мой главный индикатор»

12.10.2009

Марк Бутман знает Kimberly-Clark, как свои пять пальцев. «По сути, - смеется он, - я ведь больше нигде и не работал». И это вовсе не шутка, учитывая, что 48-летний CFO пришел в компанию в 1982 году, сразу после колледжа. За минувшие 27 лет Бутман сменил целый ряд позиций в компании с оборотом 19,4 миллиарда долларов, занимающейся производством гигиенической продукции. В основном он работал в области финансового анализа, но одно время возглавлял и небольшую бумажную фабрику («получал производственный опыт»), а в 90-е годы, когда Kimberly-Clark меняла свой портфель бизнесов, проводил сделки по слиянию и поглощению. Главным финансистом компании он стал в 2003 году.

Сегодня, когда стесненные в денежных средствах потребители все больше покупают продукцию под частными марками сетей, Бутман занят повышением маржи и снижением оборотного капитала. Благодаря его усилиямKimberly-Clark удалось в 2009 году увеличить денежный поток на 40%.

По словам Бутмана, производитель платков Kleenex, подгузников Huggies и других гигиенических товаров сфокусирован на социальной ответственности, и речь идет вовсе не о соответствии минимально приемлемым требованиям. В августе Kimberly-Clark заявила о внедрении более строгих стандартов закупки древесины, которые были разработаны при участии организации Greenpeace.

Greenpeace редко живет в мире с бизнесом, однако не так давно она дала свое благословление принципам работы Kimberly-Clark. Как это получилось?

Древесное волокно – наше основное сырье. Мы долго вели диалог с Greenpeace и некоторыми неправительственными организациями, в результате чего выработали новую политику закупки древесины. В числе прочего мы увеличили долю вторичного сырья и сертифицированного лесоматериалов. Мы уделяем повышенное внимание сохранению старых лесов.

Давайте поговорим о продажах. В новых экономических условиях люди стали тратить меньше денег и все чаще предпочитают продукты-дженерики. Как вы защищаете и развиваете свои бренды?

Главное сейчас – каждый день выставлять на полки магазинов лучшие продукты по конкурентоспособной цене. Мы конкурируем, по сути, в восьми категориях. Причем мы сами изобрели пять из этих восьми категорий. В каждом из наших продуктов есть технологическая или инновационная основа. В зависимости от рынка мы предлагаем целую линейку товаров – от функционально-ориентированных до премиальных.

Ценообразование – сложная штука. Вы ведь не так давно повысили цены на подгузники Huggies?

В 2008 году мы повысили цены почти на весь спектр наших потребительских товаров. За предыдущие пять лет наши затраты существенно выросли – примерно на 2 миллиарда долларов. В этом году одна из наших стратегий направлена на восстановление маржи. Это достигается отчасти за счет корректировки цен, отчасти за счет снижения издержек. И уже сейчас эта стратегия приносит ощутимые плоды.

Насколько вам помогает недавнее падение цен на сырье?

В этом году впервые в текущей пятилетке наблюдается явное удешевление сырья и электроэнергии. В 2009 мы в целом ожидаем сэкономить от 600 до 700 миллионов долларов на стоимости сырья. Но это при том что за последние пять лет наши издержки возросли на 2 миллиарда. Можно сказать, таким образом, что это шаг в верном направлении.

Каков объем продаж Kimberly-Clark приходится на развивающиеся рынки?

Около 80% населения земного шара проживает за пределами Соединенных Штатов и Западной Европы. Там сосредоточено всего 30% наших продаж, так что у нас есть огромный потенциал для роста. В 2003 году развивающиеся и формирующиеся рынки приносили нам чуть более одного доллара продаж из каждых пяти. Сегодня это уже один доллар из трех. То есть, на развивающихся рынках у нас наблюдался весьма бурный рост.

Из стран БРИКИТ (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Индонезия, Турция) наилучшие перспективы нам сулит Бразилия. Этот рынок уже можно назвать зрелым. Китай растет очень быстро. Полагаю, что наша модель позволяет нам осуществлять прибыльный рост. Мы концентрируемся на ключевых городах и используем их как центр развития, а не пытаемся сразу покрыть всю страну.

Вы несколько улучшили свой прогноз на остаток 2009 года. Свет в конце туннеля уже виден?

Мы стараемся быть реалистами. Разумеется, мы не ожидаем резких перемен – видимо, еще некоторое время мы будем скакать по ухабам экономического дна. В начале года мы ожидали увидеть курс от 4 до 4,2 доллара за акцию, то есть мы наложили вилку на результат 2008 года, составлявший 4,13 доллара за акцию. В июле мы поменяли значение вилки на 4,1-4,25 доллара за акцию, исходя из показателей этого года. Нам удалось добиться потрясающего сокращения затрат, снизить оборотный капитал, а денежный поток за первое полугодие вырос на 40%.

В недавнем исследовании, посвященном оборотному капиталу, Kimberly-Clark заняла одно из последних мест, однако вы сумели переломить ситуацию.

В первом полугодие мы на восемь дней сократили наш цикл оборачиваемости денежных средств и сэкономили около 435 миллионов долларов на запасах. По-моему, это феноменальное достижение.

Чем больше площадь ваших хранилищ, тем больше запасов там в итоге скапливается. В начале 2009 года мы использовали более 20 складов за пределами США, которые находились в лизинге или в аренде. Мы поставили себе цель к концу года освободить эти помещения. Но управились уже к началу второго полугодия.

Сколько внимания вы уделяете курсу акций Kimberly-Clark?

Я отслеживаю курс наших акций несколько раз в день. Но не ежеминутно. Зато я все время слежу за дневными продажами. Вот мой главный индикатор

Эдвард Тич


Комментарии

Защита от автоматических сообщений