Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Роман Гречишников: «Процесс совершенствования транзакционной системы никогда не останавливается»

Роман Гречишников: «Процесс совершенствования транзакционной системы никогда не останавливается» 23.09.2015

Роман Гречишников, руководитель блока по финансовой трансформации в «ЕвразХолдинг» и спикер конференции «Информационные технологии в казначействе», рассказал CFO Russia об автоматизации платежного процесса, как инструменте повышения эффективности.

Что такое транзакционная система казначейства? Как давно она запущена в вашей компании?

Транзакционная система казначейства — это система, которая агрегирует финансовые транзакции компаний холдинга, маршрутизирует их по этапам согласования и передает транзакции в банки. То есть это промежуточное звено в цепи взаимодействия между корпорациями и банками. Данные системы особенно актуальны для крупных компаний с большим количеством платежей и несколькими учетными системами.

В нашей компании платежи через транзакционную систему осуществляются более 10 лет. За это время она пережила 2 «реинкарнации».

Первая система работала на протяжении 7 лет. Затем она перестала удовлетворять потребности компании в условиях динамично развивающегося бизнеса и морально устарела. Было принято решение внедрить новую систему управления Казначейством. Ее разработка длилась два с половиной года и в 2015 году новая транзакционная система вошла в промышленную эксплуатацию. Она построена на базе 1С и позволяет решать задачи в части автоматизации платежного процесса, которые ставит перед нами руководство.

С какими сложностями может столкнуться компания при автоматизации платежного процесса?

Автоматизация любых бизнес-процессов, и платежный процесс здесь не исключение, сопряжена с определенными сложностями и рисками. Для того, чтобы снизить возможные негативные эффекты в процессе реализации проекта, прежде всего необходимо четко понимать цель автоматизации, что мы получим на выходе по завершении проекта: сокращение издержек, минимизация рисков и прочее.

Бил Гейтс говорил: «Автоматизация рациональных операций повышает их рациональность, автоматизация нерациональных операций влечет за собой рост их иррациональности». Я полностью согласен с его высказыванием. Прежде всего необходимо «набросать» модель взаимодействия участников нового платежного процесса и проработать все бизнес-процессы. Иначе на выходе можно не только не получить положительные эффекты, но и утяжелить процессы.

Классическая проблема, с которой сталкивается многие компании, запускающие процесс автоматизации — неправильно выстроенные бизнес-процессы. Мы потратили достаточно времени на их выравнивание. Более того, это приходилось делать в условиях адаптации процессов к постоянно меняющейся ситуации в экономике, что вынуждало и вынуждает вносить изменения в уже, казалось бы, налаженные бизнес-процессы.

Еще одна сложность, с которой мы столкнулись — это квалификация внешних разработчиков. Мы большая корпорация с большим парком ИТ-систем. И нам необходимо было обеспечить взаимодействие нашей Казначейской системы с разными учетными и банковскими системами. То, что подрядчик не обладает достаточной квалификацией для реализации такой емкой задачи мы поняли достаточно поздно. В связи с чем получили затягивание сроков, некачественно реализованные функции и позже прекращение контракта с разработчиком.

Третья классическая сложность — отторжение новой системы сотрудниками. Любое нововведение сопряженно с тем, что, несмотря на все его преимущества, люди пытаются всячески противодействовать внедрению. Каждый привыкает работать по одному сценарию и очень неохотно его меняет.

С этими сложностями мы справились. В части IT мы отказались от внешних поставщиков и силами своих IT-специалистов доработали систему до уровня, который нам необходим; бизнес-процессы перестроили и донесли до персонала преимущества новой системы.

Сейчас система работает почти как планировали, я все время оговариваюсь почти, потому что процесс ее совершенствования никогда не останавливается.

На каком этапе развития сегодня находится автоматизация взаимодействия корпораций и банков? Будет ли она развиваться дальше?

Я думаю, в будущем взаимодействие между корпорациями и банками будет осуществляться преимущественно через системы, построенные на принципах работы системы SWIFT, которые позволяют через одно окно обмениваться сообщениями с неограниченным количеством банков. Используемые сейчас подавляющим большинством компаний клиент-банки — это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Потому что работа через эти системы имеет много минусов: временные задержки, сильное влияние человеческого фактора и т. д.

Наша корпорация перешла на новую ступень во взаимодействии с банками. По информации, имеющейся у меня, «Евраз» — пока единственная компания-резидент России, которая осуществляет платежи напрямую через систему SWIFT.

Несмотря на то, что банкам удобно продвигать свои автоматизированные решения, корпорации будут стремиться к прямой интеграции с банками без посредников типа клиент-банков. Я предполагаю, что за этой практикой будущее.

Почему корпорации? Большие компании, со своими объемами транзакций и требованиями к автоматизации являются драйверами развития в том числе и рынка банковских услуг. Хорошим примером подобного процесса может служить использование системы SWIFT для платежей. До того, как это стало возможным несколько корпораций, в том числе «Евраз», объединили свои усилия и обратились к банкам, отметив, что рынок стоит на месте, в то время как есть современные системы развития международного платежного процесса и крупные компании могут платить напрямую, минуя клиент-банки. Ведущие банки поддержали это предложение и сейчас мы работаем с ними.

Говоря о платежах через систему SWIFT, я подразумеваю здесь 2 момента работы с ней. Первый — это сам транспортный канал системы, второй — это стандарт финансовых сообщений, с которым работает SWIFT, стандарт ISO2002. По большому счету неважно какой «транспорт» будет использоваться, для нас главное, чтобы он поддерживал международный стандарт. С ISO20022 работают большое количество банков и организаций в мире. Документы, например, платежные поручения, оформленные согласно этому международному стандарту понятны и читаемы во всем мире. То есть процесс коммуникации с зарубежными контрагентами существенно ускоряется.

Я думаю, это еще одно направление развития эффективного взаимодействия корпораций с банками.

Более подробно познакомиться с опытом «Евраза» и задать собственные вопросы Роману Грешчишникову вы сможете на конференции «Информационные технологии в казначействе», которая состоится 17 февраля 2017 года в Москве.

Экзархо Ирина



ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии