Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Виктор Кофтанюк: «При выборе контрагента проводим обязательную оценку его добросовестности»

Виктор Кофтанюк: «При выборе контрагента проводим обязательную оценку его добросовестности» 14.05.2015

Виктор Кофтанюк, финансовый директор ГК «САПСАН», рассказал CFO-Russia о том, как организован кредитный контроль и какие методы и подходы к управлению просроченной дебиторской задолженности используются сегодня в группе компаний.

Корректируете ли вы кредитную политику в условиях экономической нестабильности? И если да, то как?

Мы пересматриваем кредитную политику исходя из текущих стратегических целей и задач.

К элементам кредитной политики относится: объем кредитного портфеля и динамка изменения в перспективе, структура и стоимость капитала, операционная прибыль, объем инвестиционного портфеля и динамка его изменения.

Для целей выбора финансовой стратегии компании и, как следствие, финансовой/кредитной политики компании, мы формируем сценарные финансовые прогнозы с горизонтом от трех лет, и делаем расчет вероятностных исходов по каждому сценарию.

Даже в условиях текущей неопределенности данный подход является фундаментальным. Под данную задачу разработана и внедрена долгосрочная финансовая модель компании, учитывающая указанные элементы кредитной политики.

Одна из задач финансовой политики – обеспечить устойчивое финансовое состояние компании сейчас и в будущем, в связи с этим разработаны корпоративные нормативы, ограничивающие изменение структуры капитала, определяющие соотношения между долгом, процентом по обслуживанию долга и операционной прибылью.

Как организован кредитный контроль в вашей компании?

Инструментом кредитного контроля является месячный оперативный план и годовой бюджет движения денежных средств. Очевидно, что основным фактором исполнения обязательств перед кредитными организациями является эффективность операционной деятельности сегодня и в прогнозной перспективе. Осторожность при формировании инвестиционного портфеля в свою очередь формирует требования к стратегии и тактике маркетинга, компетенциям операционного менеджмента.

Как выстраиваете систему профилактики и возврата долгов? Усиливаете ли вы проверку контрагентов?

При выборе контрагента до момента заключения сделок и ведения совместных деловых отношений мы проводим обязательную оценку добросовестности. Очень важно понимать, что, в том числе, налоговые органы и суды часто возлагают на налогоплательщиков негативные последствия «дефектности» контрагентов, поэтому необходим предварительный сбор масштабного пула данных. Оптимальный вариант – получение данных непосредственно от контрагента:

  • свидетельство о регистрации;
  • приказ о назначении ген. директора и гл. бухгалтера;
  • годовой бухгалтерский баланс за последние отчетные периоды (3 года);
  • расшифровки к финансовой отчетности на предмет оценки ликвидности контрагента и наличия залогов, кредитов, поручительств;
  • важно понимать, кто реальный владелец компании и какова его репутация на отраслевом рынке;
  • наличие необходимых лицензий.

Какие методы и подходы к управлению просроченной дебиторской задолженности считаете эффективными сегодня?

Важным моментом является объем оборота между компанией и контрагентом, темпы роста или снижения оборота и отношение оборота к имеющейся дебиторской задолженности, объем товарных запасов на складах.

Однозначных решений и технологий роботы с просроченной дебиторской задолженностью нет, все зависит от специфики бизнеса, существенности контрагента в объеме продаж, истории положительного или отрицательного сотрудничества. В связи с этим проблема просроченной дебиторской задолженности может решаться руководителями по-разному.

Финансовая политика компании, методы работы с рисками, условия оплаты, индикаторы, процедуры оценки добросовестности контрагента и юридическое сопровождение процесса продаж в каждой компании по-своему уникальны и имеют широкий спектр применения. Но в качестве одного из основных элементов работы с просроченной дебиторской задолженностью можно назвать всегда – умение управлять взаимоотношениями с контрагентом, ЗНАТЬ специфику и состояние его бизнеса.

Подробнее ознакомиться с опытом изменения кредитной политики различных компаний сможете на конференции «Стратегический кредитный менеджмент и управление дебиторской задолженностью», которая состоится в Москве 2-3 июля.


Комментарии