• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Третьем «Форуме финансовых директоров строительной отрасли» (день 1)

19.03.2015

26-27 февраля портал CFO-Russia.ru, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел Третий «Форум финансовых директоров строительной отрасли (строительство и девелопмент)». На мероприятии выступили более 30 финансовых директоров и специалистов из крупнейших компаний. Партнером форума стала ЭТП «СтройТорги». Представляем вашему вниманию отчет о первом дне конференции.

Захар Калмыков, финансовый директор Группы Альтимус

С приветственным словом в первой секции, модератором которой был Захар Калмыков, финансовый директор Группы Альтимус, выступил Роберт Гулабян, председателя комитета по страхованию и банковской деятельности в Российском союзе строителей. Спикер описал ситуацию сложившуюся на рынке девелопмента.

«Вы знаете, что строительная отрасль – это одна из ключевых отраслей экономики России. Несмотря на это, существует ряд проблем, которые сдерживают ее развитие: устаревшая технологическая база стройиндустрии, долгие бюрократические механизмы получения разрешительных документов на строительство и землю, отсутствие удобной транспортной инфраструктуры, высокая стоимость подключения к инженерным коммуникациям, устаревшая нормативная база строительства и производства стройматериалов и т.д.».

Также спикер предоставил данные по итогам прошлого года.

Роберт Гулабян

«Хотелось бы поделиться некоторыми итогами 2014 года. За прошлый год объем строительных работ в России составил почти 6 трлн руб. или 95% от уровня 2013 года. Среди федеральных округов, лучший по объему Центральный Федеральный округ – 1 трлн 510 млрд руб. и Приморский Федеральный округ – 1 трлн 130 млрд руб. Из-за своей небольшой площади по объему Северо-Кавказский округ находится на последнем месте – 220 млрд руб.. Однако по темпам роста он – в лидерах: 111% к 2013 году, в то время как Центральный Федеральный округ 102% к 2013 году.

И еще данные, которые только радуют. За 2014 год общий объем ввода жилья по России составил почти 81 млн кв.м. На 14,9% больше чем в 2013 году. Это самый высокий результат за всю историю нашей страны, включая советский период. Второй показатель был в 1987 году, когда было введено 76,4 млн м2».

После подведения итогов, спикер поделился своей оценкой перспектив на 2015 год. Так, он подчеркнул, что в текущем году следует готовиться к спаду в строительной отрасли примерно на 20-30%. Главные причины такого сценария по мнению Роберта Гулабяна – отсутствие ресурсной базы, сокращение программ ипотечного кредитования и недоступность кредитных ресурсы для строителей.

Следующей выступила Анна Ильницкая, финансовый директор в Rose Group, с докладом «Кризисные сценарии: 2008 vs 2015 – сравнение и действия». Она обратила внимание на основные макро-индикаторы строительной отрасли. Напомнила, какие решения принимались для выхода из кризиса 2008-2009 годов, и сравнила их с решениями в условиях новой реальности. Предложила варианты действий для эффективного выхода из кризиса.

Анна Ильницкая

«Я хочу уйти от макроэкономических показателей, и просто поделиться опытом нашей компании. В Rose Group я переживаю не первый кризис. Как финансовый директор, я подмечаю инструменты, помогающие выходить из кризиса с достоинством. Все прогнозы и анализы макроэкономических показателей, я считаю ненужными. Для того, чтобы поддержать процесс развития компании и помочь ей пережить сложный период, они практически не нужны. В ситуации нестабильности компания должна поддерживать и развивать собственные ресурсы, задействовать свой опыт, опыт людей, которые работают в ней не первый год и могут поделиться событиями прошлых лет, которые способны актуализировать идеи и задачи компании, в зависимости от конкретной ситуации.

Я считаю, что в периоды экономических передряг финансовые службы являются одним из основных ключевых звеньев в повышении эффективности бизнеса. Поскольку только от наших решений зависит скорость выхода компании из кризиса. Мы должны предлагать как топ-менеджерам, так и акционерам, креативные решения, отказываясь от стандартов. Так, многие компании в период кризиса, в первую очередь сокращают штат. Я с гордостью заявляю, что наша компания даже не обсуждает этот вопрос. Мы к кризису готовились, и шли к нему сознательно: убирали жировую прослойку, мотивировали людей. Так как, если компания планирует развивать свой бизнес и продолжать развитие проектов, раскидываться людьми, а тем более хорошими специалистами – дело неэффективное. Особенно в кризис. К тому же в кризис, руки добираются до того, до чего они раньше не добирались. Это строительный аудит, введение новых форм отчетности, регулярные, совместные междепартаментские совещания, которые позволяют принимать эффективные решения в периоды экономических передряг».

О тенденциях развития строительной отрасли и рынка недвижимости в 2015 году рассказала Юлия Гордеева, аналитик Сбербанка CIB. Она начала свой доклад с перечисления наметившихся в начале 2015 года общих экономических тенденций. Также спикер поделилась прогнозами на текущий год. А сравнивая нынешний кризис с кризисом 2008 года, она отметила их несхожесть, подчеркнув, что причины нынешнего – более фундаментальны, а значит, само явление будет более затяжным.

Юлия Гордеева

«Хотелось бы обратить внимания на риски, связанные с подрядчиками. Судя по тенденции, которая начала складываться в прошлом году, как крупные, так и небольшие подрядчики, не справляются с взятыми на себя обязательствами. Финансирование оборотного капитала становится более дорогим. И, к сожалению, многие проекты, которые были заявлены, не всегда успешно просчитаны. Например, неточно просчитана инфляция или неправильно заложена прибыль по проектам. И мы видим, что эти компании начинают рушиться, как карточный домик. У нас было достаточно много проблем с такими подрядчиками в прошлом году. И я думаю, в этом – тенденция будет только расти. Поэтому я рекомендую, более внимательно относится к выбору подрядчика. Выбирайте финансово-стабильные компании, а не те, которые предоставляют максимальную скидку. Нужно понимать, что слишком большая скидка может означать, что фирма не справится со своими обязательствами, и потом вам придется терять не только деньги, но и время в поисках новых подрядчиков».

diskussia.jpg

Закончилась первая секция панельной дискуссией, в которой приняли участие Евгений Ларин, финансовый директор Metra Group, Юлия Батарова, финансовый директор СИТИ ХХI век, Виктор Салкаи, независимый эксперт, и Юлия Гордеева, аналитик Сбербанка CIB. Участники постарались ответить на вопрос «Куда движется строительная отрасль и что ждать в новом году?». В рамках дискуссии были подняты такие проблемы:

  • Какая должны быть финансовая политика компании в новых реалиях?
  • Когда рынок достигнет дна?
  • Государство в строительной отрасли: стоит ли ждать помощи?
  • Каковы перспективы рынка в 2015 году?

Обсудив эти вопросы, участники сошлись на мысли о сложности построения прогнозов, однако сценарии развития рынка недвижимости были разные. Начиная с пессимистичного (заморозка строительства) и заканчивая оптимистичным, основанном на уверенности быстрого выхода из кризиса. Так, Юлия Батарова поделилась своими ожиданиями: «Рынок жилой недвижимости будет первым выходить из кризиса. Случится это в 2016, 2017 или 2018 году зависит от многих факторов: цены на нефть, цена финансирования, и т.д. Следующим будет рынок торговых центров. Потому что мы видим восстановление спроса и потребления. И это поможет нашим торговым центрам обратно обзавестись множеством арендаторов. Выход из кризиса арендодателей офисных помещений займет, как минимум, лет пять. Что касается складских помещений, то очень сложно предсказать, как поведет себя эта область. Многие склады заняты не ритейлом, а производствами. С одной стороны, часть из них чувствует себя вполне комфортно в сложившихся условиях, с другой – некоторые компании сталкиваются с существенным падением производств. Так что предсказать, как поведет себя эта отрасль – крайне сложно».

Евгений Ларин

После кофе-паузы выступил Евгений Ларин, который рассказал об управленческом учете девелопмента жилья. Спикер показал, на что следует обратить внимание на начальном этапе проекта. Раскрыл недостатки инвестиционной модели. Он рассказал о методологии, позволяющей своевременно видеть и фиксировать расходы. На наглядных примерах показал, как эффективно она работает, и какие результаты можно получить с ее помощью.

«Данную методологию могут использовать не только девелоперы, но и соинвесторы проекта, а также банки, осуществляющие проектное финансирование. Она отражает бизнес-модель проекта и облегчает внешним пользователям понимание его статуса. Закрытые периоды в ней не подлежат корректировкам. Методология учитывает изменения общих ожидаемых расходов, налога на прибыль, более того позволяет увидеть, как эти изменения повлияют на будущие окончательные показатели, когда произойдет завершение строительства, ввод в эксплуатацию, признание выручки по РСБУ/МСФО. Вы сможете наглядно, емко и в привычном формате (ОПУ, ОФП) контролировать реализацию проекта. Еще одно преимущество – накопительный итог всех закрытых отчетных периодов соответствует актуальной инвестиционной и налоговой моделям проекта. И наконец, управленческий «Отчет о прибылях и убытках» является проекцией будущего окончательного «Отчета о прибылях и убытках»».

Об оценке проекта и его влияния на прибыльность и стоимость компании рассказал Максим Лесовой, финансовый директор компании Классик. Он описал модель холдинга и алгоритм ее построения. Обратил внимание на ее структуру. Рассказал о важности использование финансового моделирования при анализе экономической деятельности холдинга не только в рамках внутреннего пользования, но и внешнего. Раскрыл достоинства и недостатки модели и дал рекомендации для ее построения. Для наглядности показал модель своей компании.

«Главное достоинство модели – наглядное представление. Кроме того, она позволяет постоянно узнавать актуальную информацию. Модель является обоснованием текущей стоимости компании и помогает моментально проанализировать влияние факторов отдельных проектов. С ее помощью можно без особых усилий анализировать основные сценарии развития деятельности холдинга в целом или отдельных проектов. И немаловажное преимущество – небольшие финансовые затраты, в то время, как другие моделирующие системы требует больших. Несмотря на эти плюсы, у данной модели есть и недостатки. Так, в случае коренного изменения логики требуется большие трудозатраты. К тому же, у системы Microsoft Excel есть ограничения по функционалу, приводящие к невозможности построения сценариев с изменением большого количества факторов. И, конечно же, существует сложность в прописывании логики всей модели».

Завершил вторую секцию Андрей Коткин, заместитель генерального директора Стройсилы. Он презентовал доклад «CASE STUDY: Система менеджмента и бюджетирования на примере ПСК «СТРОЙСИЛА»». Спикер рассказал о системе менеджмента компании. Он описал ее систему бюджетирования. Акцентировал внимание на важности корпоративного портала. Спикер подчеркнул необходимость индивидуальных финансовых счетов сотрудников, а также рассказал о системе мотивации и распределения зарплат.

«Что касается финансовых счетов сотрудников. В нашей компании на каждого сотрудника заведен финансовый счет. По управленческому персоналу на счета попадает сумма, предназначенная данному специалисту по конкретному объекту (доля в бюджете контракта), и в конце каждого месяца, на основе данных портала, списывается сумма, выплаченная в качестве заработной платы (оклад+премиальная часть). По проектному персоналу на счета зачисляются суммы (стоимость разделов из бюджета контракта), исходя из данных портала, выполненных разделов за месяц, а в конце месяца списывается сумма, выплаченная в качестве заработной платы (оклад+премиальная часть). В конце каждого месяца анализируется остаток средств на финансовых счетах сотрудников для определения сроков получения новых заказов».

Третью секцию открыл Евгений Баранов, генеральный директор ЭТП СтройТорги, с докладом «Контроль стоимости реализации проекта путем обеспечения прозрачности закупочной деятельности». Спикер рассказал об опыте работы своей компании и о результатах, которые ей удалось достичь. Он раскрыл преимущества и недостатки различных систем закупок. Дал небольшой обзор рынка электронных торговых площадок, акцентировав внимание на том, где можно найти рейтинги лучших игроков. А также спикер рассказал о системе построения торгов на электронной торговой площадке, доказав их прозрачность.

 Евгений Баранов 

«Подводя итоги, нужно признать, что для минимизации рисков в процессе традиционной закупочной деятельности и повышении ее эффективности необходим новый подход к автоматизации закупок. Все это многократно подтверждается многолетним опытом и доказанной эффективностью электронных аукционов, при осуществлении торгово-закупочной деятельности».

Продолжила тему третьей секции «Управление экономикой проекта» Татьяна Качановская, заместитель генерального директора по экономике и финансам в УСК МОСТ. Спикер рассказала о единой автоматизированной информационной системе управления в строительном холдинге. Она раскрыла сложности, с которыми сталкивался холдинг до внедрения единой информационной системы. Татьяна пояснила принципы, по которым выбирался программный продукт для компании, и описала алгоритм его внедрения. Также спикер кратко представила результаты, полученные холдингом после автоматизации информационной системы.

«Высокий уровень автоматизации позволил нам консолидировать множество процессов в одной системе, избежать трудностей с переносом и трансформацией данных, сократить затраты на обработку и интеграцию информации, расширить возможности управления и контроля в холдинге и обеспечить достижение всех поставленных перед ним целей. Сегодня мы имеем возможность формировать различные отчеты, получать любую информацию в единых стандартах, по всем проектам, которые ведет группа компаний «МОСТ». Мы имеем прозрачную и понятную систему формирования этой информации и соответственно можем своевременно контролировать договоры строительного подряда. Это позволяет нам контролировать рентабельность проекта, строить прогнозы, сравнивать их с фактическими данными и ежемесячно оценивать финансовый результат по проектам до конца строительства. Другими словами, мы постоянно держим руку на пульсе».

Ольга Гаращенко, генеральный директор аудиторской компании АудитКонсалтинг, рассказала о методологических аспектах внедрения единой автоматизированной информационной системе управления в строительном холдинге.

Сергей Побежимов, руководитель проекта внедрения ЕИС в МОСТ, продолжил заявленную тему, рассказав о нюансах данного процесса.

«Отдельно хотелось бы рассказать о некоторых элементах системы. Так, у нас появился центральный справочник видов работ. Элементы справочника используются в ресурсных бюджетах для определения объема и стоимости ресурсов. Данный справочник используется на всех объектах, которые участвуют в системе. А его главным преимуществом является самостоятельный сбор статистики о затратах, которая будет полезна для оценки стоимости проектов в будущем».

Третий «Форум финансовых директоров строительной отрасли (строительство и девелопмент)».

Завершающим выступлением стал доклад «Как повысить эффективность проекта, увязав подходы к его реализации, мотивации проектных менеджеров и KPI». Его представила Элла Худякова, заместитель генерального директора по экономике и финансам в Главстрой Девелопмент. Спикер раскрыла ключевые вопросы повышения эффективности проекта. Она рассказала об ограничениях, с которыми столкнулась их компания. Доказала важность структурирования операционной деятельности и стандартизации процессов. Описала механизм реализации проекта, акцентировав внимание на постановку целей в зависимости от сроков, бюджета и качества проекта. А также спикер уделила особое внимание вопросу информационного пространства и взаимосвязи проекта, KPI и мотивации.

««Информационный стандарт smart», на базе которого в настоящее время осуществляется внедрение информационной системы, позволяет формировать комплексную информацию о всех проектах Группы Компаний в одном месте в реальном времени (по-недельно, по-месячно, за год, за весь период). Кроме того он обеспечивает такую детализацию и аналитику, которая позволяет отображать инвестиционно-девелоперскую деятельность, и обеспечивает возможность преобразования сетевых планов-графиков проектов в терминах типовых видов работ – в финансовые и операционные бюджеты и прогнозы, а также переход от сценариев управления проектами – к сценариям для финансового анализа».

Отчет о втором дне конференции

Фотоотчет 

Текст: Ирина Экзархо

Фото: Тэодолус Сунарджая


Комментарии

Защита от автоматических сообщений