• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Владимир Донченко: «В России можно было бы в упрощенном варианте ввести нормы для трансфертного ценообразования»

29.10.2012

Владимир Донченко: «В России можно было бы в упрощенном варианте ввести нормы для трансфертного ценообразования»

Владимир Донченко, налоговый менеджер EFES Russia, и один из спикеров международной конференции «Корпоративное налоговое планирование: трансфертное ценообразование», ответил на вопросы CFO-Russia, касающиеся нововведений в области трансфертного ценообразования.

Какие вопросы, касающиеся трансфертного ценообразования, вы считаете наиболее актуальными сейчас для бизнеса и почему?

В России вступили в силу новые правила контроля за трансфертными ценами. Они стали головной болью для сотрудников, работающих в сфере налогообложения в крупных компаниях.

Если буквально следовать всем требованиям, изложенным в Налоговом кодексе, то при установлении цен «родственным» компаниям придется заниматься исключительно функциональным анализом и забыть о коммерческой стороне бизнеса. При определении цен между взаимозависимыми лицами стороны должны исходить из принципа «рыночности» цены. Согласно положениям Налогового кодекса предполагается, что для определения рыночной цены сделки стороны должны провести функциональный анализ. При этом стороны должны рассмотреть 22 функции сторон и 10 видов рисков.

Также вызывает сомнение, что среднестатистический российский бухгалтер будет способен понять все то, что написано в новых статьях Налогового кодекса о трансфертных ценах.

По идее стороны могут устанавливать цены сделок исходя из собственного понимания рыночных условий. Но налоговые органы могут пересчитать цены сделок с далеко идущими последствиями. Будут пересчитаны обязательства по налогу на прибыль, по НДС, плюс может взыматься штраф в размере 40% от доначисленных налогов. А это очень дорого для сторон.

Налоговые органы находятся в более выигрышном положении, нежели компании. После проверок других налогоплательщиков у них может иметься информация, необходимая для сравнительного анализа применяемых цен. Компаниям же такие данные недоступны, поскольку коммерческая информация зачастую конфиденциальна. Стороны могут исходить из своих внутренних предположений, считая, что цена, которую они применили для сделки, правильная. А у налоговых органов может быть свое видение бизнеса проверяемой стороны.

И тут есть некоторое противоречие. В третьей статье Первой части Налогового кодекса есть положение о том, что налоги не могут быть произвольными. Кроме того, акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Есть ощущение, что формулировки, заложенные в нормах по трансфертным ценам, противоречат основополагающему принципу определенности налогообложения.

Сейчас проблема расчета трансфертных цен актуальна для крупных компаний по всему миру. На мой взгляд, в России можно было бы ввести нормы для трансфертного ценообразования в упрощенном варианте или хотя бы предоставить индикаторы, оговаривающие, в каких рамках стороны могут устанавливать цены. Раньше в 40-ой статье был установлен индикатор отклонения от рыночной цены в 20%. Сейчас таких индикаторов нет, и новые условия создают серьезную неопределенность для бизнеса.

Как реагируют на эти нововведения в вашей компании?

Как и у многих других компаний, у нас в настоящий момент нет 100% уверенности в том, что устанавливаемые нами цены по сделкам с «родственными» компаниями не будут оспорены налоговыми органами. При установлении рыночных цен между взаимозависимыми сторонами мы прежде всего исходим из принципа разумности и экономической целесообразности. То есть, у нас есть понимание, что применяемые нами цены в целом соответствуют рыночному уровню. Мы не занимаемся налоговой оптимизацией посредством установления нерыночных цен между компаниями группы. Однако четкого представления о том, как подтвердить документально нашу позицию исходя из буквы нового закона, у нас пока нет. Поэтому мы занимаем выжидательную позицию и надеемся, что излишние и чрезмерные требования к документации и анализу трансфертных цен будут скорректированы как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

В чем особенность ценообразования вашей компании?

В своих расчетах мы исходим из категорий коммерческого интереса и общей экономической обоснованности цен. Цены должны покрывать расходы той стороны, которая оказывает услугу или продает товар, и учитывать некую разумную наценку, которая зависит от конкретных обстоятельств. Это в целом соответствует затратному методу, который прописан в законе о трансфертном ценообразовании, мы лишь модифицировали его в соответствии с теми процессами и процедурами, которые существуют в нашей компании. Мы пока не торопимся вовлекать значительные ресурсы в процесс расчета трансфертных цен при отсутствии правоприменительной практики по этому вопросу, и на переходный период Налоговый кодекс это нам позволяет.

Более подробно ознакомиться с опытом компании EFESRussia и задать собственные вопросы Владимиру Донченко вы сможете на конференции «Корпоративное налоговое планирование: трансфертное ценообразование».

Нина Данилина


Комментарии

Защита от автоматических сообщений