• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

Факторы роста

26.11.2007

Сегодня все большее число компаний перестают устраивать банковские кредиты. Главными недостатками такой организации бизнеса они считают необходимость сбора целого вороха документации и — самое главное — отсрочку получения реальных денег. Есть ли выход?

В августе 2006 года «Цимлянские вина» подписали договор с компанией «Еврокоммерц» — крупнейшим российским провайдером (Данные Эксперт РА) факторинговых услуг — на предоставление факторинга. «Это был выбор нашего генерального директора»,— говорит Григорий Грамма, коммерческий директор «Цимлянских вин», одного из крупнейших производителей шампанских и игристых вин. По словам Граммы, новое сотрудничество принесло неплохие плоды. Прежде всего, в компании стало появляться больше «живых» денег: плата за поставку очередной партии алкоголя стала приходить на счета «Цимлянских вин» по факту отгрузки продукции заказчику. При средней сумме сделки в 40 млн. рублей факт немаловажный.

Кроме того, говорит Грамма, новая схема работы помогла четче структурировать пул покупателей. «На каждого дебитора мы устанавливаем внутренний лимит кредитования,— поясняет он. – Теперь у нас есть два крупных дебитора и много мелких. С мелкими покупателями мы начали работать по факторинговым схемам».

Когда компании есть смысл прибегнуть к помощи факторинга

1. Есть перспективы, но не хватает денег
Факторинговая компания дает практически бесконечное количество денег, при этом ее интересует не финансовое состояние клиента, а то, кому он продает товар.
2. Существует страх, что покупатель будет тянуть с платежом
Факторинговая компания станет посредником, взяв на себя риски.
3. Необходимо получить дополнительное конкурентное преимущество
Многие компании предлагают одинаковый ассортимент товаров. А возможность предоставления отсрочки дебиторам — мощный инструмент, с помощью которого можно продвигать продукцию.
  Факторинг находится на стыке банковской и страховой индустрии. В России многие считают, что им должны заниматься именно банки. «Однако во всем мире,— говорит Григорий Карповский, генеральный директор компании «Еврокоммерц», одного из крупнейших российских провайдеров факторинговых услуг,— это отдельная отрасль».

Суть факторинга проста. Производственным и торговым компаниям приходится реализовывать свой продукт с отсрочкой платежа, в связи с чем у них возникают проблемы: приходится замораживать оборотные средства, брать кредиты для развития бизнеса, а иногда и вступать в конфликт с покупателем из-за задержек в выплатах. Задача факторинговой компании — снять с клиента эту проблему. Она выплачивает деньги поставщику вместо его покупателя: 85 — 90% суммы — сразу, а оставшуюся часть – после того, как покупатель выполняет свои финансовые обязательства по контракту. За свои услуги факторинговая компания в среднем берет 1,5 – 2,5% от суммы сделки в месяц.

Ведущие позиции на рынке факторинга в отдельно взятой стране обычно занимают не более 7 игроков. В России «Еврокоммерц», Промсвязьбанк и «НФК» по сути дела контролируют большую часть рынка. Несмотря на то, что эта индустрия молода, ее можно назвать одной из самых быстроразвивающихся в финансовом секторе.

Откуда же берут деньги факторинговые компании? «Мы нашли заинтересованные банки,— говорит Карповский,— и разослали коммерческие предложения. Первым откликнулся Стройкредитбанк. Мы предложили совместный бизнес: с нашей стороны – управление и развитие, с их — финансирование. Постепенно привлекли в партнеры Международный Московский Банк, Транскредитбанк и ТРАСТ».

Конечно, в начале не все было гладко. В ММБ «Еврокоммерцу» отказали. Банк самостоятельно занимался факторингом и не хотел финансировать конкурентов. «Однако через год мы встретились еще раз и меня спросили, удалось ли воплотить идею,— вспоминает Карповский.— Мы показали свои результаты, после чего ММБ согласился на сотрудничество».

В том, что Карповский связался сразу с несколькими банками, был и скрытый смысл. Дело в том, что банки, не стесненные в средствах, вполне могли украсть перспективную идею. И для подстраховки Карповский начал переговоры сразу с несколькими финансовыми учреждениями.

Однако время показало, что факторинговый бизнес банков растет относительно медленно. «В банковском секторе отсутствуют необходимые для организации факторинга звенья,— считает Карповский. – Банки прежде всего — источник финансирования. Они не берут на себя никаких коммерческих рисков клиента-заемщика».

Знаменательно, что и потенциальная целевая аудитория факторинговых компаний сама не спешила идти к банкирам. «Уже в 1999 году некоторые банки предлагали мне услуги факторинга,— вспоминает Сергей Колесников, хозяин компании ОС.А-ТРЕЙД, занимающейся поставкой морепродуктов.— Но с банками иметь дела не хотелось, так как этот бизнес для них вторичен».

Как правило, факторинговые компании обеспечивают себе безопасность за счет покупателя товара. Особенно актуально это в случае, если они начинают работать с незнакомыми и небольшими компаниями. «Например, есть небольшая региональная фирма. Если поставщик отгрузил товар крупному и прозрачному покупателю, например, розничной сети, мы профинансируем сделку»,— поясняет Карповский.

Но отдельные пункты контракта вызывают недовольство некоторых пользователей факторинга. «Главный минус схемы – очень жесткие условия договора,— говорит Грамма.— Например, у нас есть 15 дебиторов. Если хотя бы кто-то из них просрочил платеж, это моментально сказывается на работе со всеми остальными покупателями. Как-то два наших дебитора не смогли перевести деньги «Еврокоммерцу» вовремя, и он тут же заблокировал финансирование сделок с другими партнерами. На покупателях это никак не сказалось, но сложности возникли у нас».

Однако другого пути защиты своих интересов в «Еврокоммерце» не видят. «На создание системы управления рисками мы потратили около четырех лет: скрупулезно копили статистику, фактически финансируя не покупателей, а поставщиков, выстраивали отношения»,— рассуждает Карповский.

На сегодняшний день к услугам факторинговых компаний в основном прибегают предприятия розничной торговли и FMCG-сектор. «Хотя компаний, которые были бы нам неинтересны, не существует,— считает Карповский.— Есть те, кому мы неинтересны. В основном это международные гиганты, имеющие доступ к крупным рынкам капитала. Мы же довольствуемся малым и средним бизнесом, то есть теми, кого не очень любят банки».

Объем денежных требований, уступленных факторинговым компаниям за первые 6 месяцев 2007 года

 Организация  Тыс. рублей
1 Еврокоммерц 44894812,0
2 Промсвязьбанк 36344674,7
3 Банк НФК 27175433,8
4 Петрокоммерц 23006022,0
5 МФК «Траст» 8167191,0
6 Стройкредит Факторинг 6489233,0
7 Номос-Банк 6243881,6
8 Московский Кредитный Банк 4636907,0
9 ТрансКредитФакторинг 4577587,4
10 Международный Московский Банк 4268574,0

Данные РА «Эксперт»

Александр Московкин


Комментарии

Защита от автоматических сообщений