• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Перерождение General Motors

20.12.2010

В середине ноября системообразующее предприятие — GM, депрессирующее последние несколько лет, провело IPO на нью-йоркской площадке, которое стало крупнейшим за всю историю торгов на фондовых биржах. Ряд экспертов окрестили это событие спасением американского автопрома. В ходе первичного размещения акций GM на биржах США и Канады акционеры компании смогли привлечь 23,1 млрд долларов. Ранее рекорд принадлежал Сельскохозяйственному банку Китая (Agricultural Bank of China), который разместил акции на 22,1 млрд долларов. Причем рекорд GM совершила, имея «мусорный» рейтинг «ВВ-», который ей присвоила компания Standard & Poor’s в октябре.

Спасательный круг

Еще полтора года назад компания, входящая в тройку автопроизводителей США, стояла на грани банкротства и была вынуждена обратиться к правительству за финансовой помощью. В 2008 году убытки автогиганта составили 30,9 млрд долларов, в 2007-м — 38,7 млрд долларов. В ноябре 2008 года главы Ford, Chrysler и GM прибыли в Вашингтон просить у правительства кредит в размере 25 млрд долларов для срочного спасения американского автопрома. Поскольку на встречу они прилетели на дорогих частных самолетах и не имели четкого плана по спасению предприятий, вернулись они с пустыми руками. На следующую встречу исполнительный директор GM Рик Вагонер приехал из Детройта в Вашингтон на гибридном автомобиле Chevrolet Malibu и заявил, что готов работать за 1 доллар в год, если правительство США поможет им выбраться из кризиса. «Это касается не только Детройта, речь идет о спасении всей экономики США от катастрофы», — отметил тогда Рик Вагонер. Действительно, американский автопром — это 4% ВВП страны. Выручка GM за 2008 год составила 148,98 млрд долларов (для сравнения: ВВП Казахстана в том же году составил 135 млрд долларов), в 2007 году — 181 млрд долларов. На автоконцернах, в дилерских сетях и компаниях — производителях комплектующих работает около 5 млн человек. По оценкам экспертов, если весь американский автопром разорится, а GM — это существенная его часть, безработица в США превысит 8%.

Осознавая это, государство не могло беспристрастно наблюдать за тем, как умирает GM. В итоге автогиганту была предоставлена материальная помощь в размере 52 млрд долларов, включая кредит на 6,7 млрд долларов. Взамен GM передала государству США 61% акций компании за 45,3 млрд долларов. Еще 1,4 млрд долларов поступило со стороны правительства Канады и канадской провинции Онтарио, где расположено предприятие GM. «Участие правительства США в поддержке GM отнюдь не носит благотворительный характер. Американские чиновники рассчитывают вернуть свои инвестиции в GM. Судя по текущей динамике финансовых показателей компании, они могут сделать это с прибылью для госказны», — считает Ержан Мандиев, президент АО «АЗИЯ АВТО», одного из основных партнеров GM в Казахстане.

Действительно, компания уже выплатила американскому правительству 2 млрд долларов. После IPO доля государства снизилась до 33%, а продажа акций автомобильного гиганта принесла правительству США 11,7 млрд долларов.

По мнению г-на Мандиева, главный мотив правительства США — сохранение в целостном виде одного из столпов американской экономики, обеспечивающего развитие десятков смежных отраслей и занятость миллионов американцев. Кроме того, подчеркивает он, не стоит забывать и о градусе настроений инвесторов — уверенность в стабильности американского фондового рынка напрямую зависит от положения таких эмитентов, как GM.

Для самой компании публичное размещение стало своевременным способом покрытия текущей потребности в капитале, но отнюдь не главным источником средств в ближайшей перспективе. «С начала года GM демонстрирует устойчивый рост доходности, и по итогам третьего квартала чистая прибыль компании достигла двух миллиардов долларов», — говорит г-н Мандиев.

С другой стороны, отмечает собеседник, ставки компании на продажу акций оправдались с лихвой: инвестбанк, занимающийся размещением акций GM, получил заказы, в семь раз превышающие число бумаг, которые GM изначально предложила к продаже. В итоге их число было увеличено с 365 до 478 млн. Сегодня акции компании торгуются выше цены размещения.

Причем компанию не вынесло «приливом» рыночного оживления. Темпы роста продаж GM, как подчеркивает г-н Мандиев, сегодня значительно опережают темпы восстановления мирового рынка. Это, считает он, заслуга менеджмента. «В ноябре продажи четырех ключевых брендов GM выросли на 22 процента, в то время как рынок в целом вырос на 11 процентов. По мере возврата к докризисным объемам рынка GM планирует выйти на годовую прибыль 19 миллиардов долларов. Своими нынешними успехами GM обязана тем технологическим и дизайнерским разработкам, которые она вела во второй половине 2000-х», — уверяет глава «АЗИИ АВТО».

Годы расплаты

GM ради выживания пришлось пойти на жертвы. В отставку были отправлены крупные топ-менеджеры, а новое руководство компании согласилось оставить на плаву всего четыре бренда из восьми — Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC, закрыть 13 из 47 заводов в Северной Америке, ликвидировать 40% дилерских центров и сократить 27 тыс. из 91 тыс. сотрудников, занятых на предприятиях автоконцерна. Имидж и репутация компании в последние три года неуклонно падали. Компания c 2007 года стала проигрывать японской Toyota, которая вышла на первое место по объему продаж, хотя GM с 1931 по 2007 год являлась крупнейшим производителем автомобилей в мире. Кроме того, по одной из версий, многочисленные отзывы японского автогиганта были вызваны тем, что США якобы попросили Японию снизить на время коммерческую агрессию Toyota на американском рынке, чтобы дать время восстановиться GM.

В июле 2009 года американский бизнес-журнал Fortune составил список самых абсурдных событий в деловом мире, произошедших в первом полугодии 2009 года. Первое место в этом рейтинге занял GM со своим проектом по выпуску двухместного транспортного средства на аккумуляторах PUMA. Причем анонс этого вида транспорта прошел спустя две недели после того, как президент США Барак Обама дал концерну 60 дней на то, чтобы принять меры для избежания банкротства.

Желая повысить продажи, компания в сентябре 2009 года запустила необычную акцию, призванную привлечь покупателей: в американских автосалонах, где продаются автомобили Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC, производимые GM, можно будет не только приобрести машину любой из этих марок, но и сдать ее без объяснения причин. Причем деньги покупателю будут возвращены в полном объеме. Но будут существовать и некоторые ограничения. Так, в частности, пробег возвращаемого автомобиля не должен превышать 6,4 тыс. километров. А сдать автомобиль можно в течение 60 дней со дня приобретения.

Тузы в рукаве

Некоторые эксперты считают, что GM для США, как «Автоваз» для России — огромное низкоэффективное предприятие, которое жалко ликвидировать, но дорого поддерживать на плаву. Более того, многие эксперты обвиняют GM в том, что компания выпускает в основном громоздкие машины (пикапы), которые потребляют много топлива и абсолютно неконкурентоспособны по сравнению с европейскими и японскими автомобилями.

Абсолютно не согласен с этим мнением глава «АЗИИ АВТО»: «Модельный ряд концерна представлен широким спектром автомобилей всех классов — от малолитражек до грузовиков, и прожорливые внедорожники давно не являются визиткой GM». Чтобы убедиться в этом, уверяет г-н Мандиев, достаточно посетить любой из дилерских центров Chevrolet или Opel. «Более того, компания не зацикливалась на финансовых сложностях в период кризиса, не замораживала перспективных разработок. Только в прошлом году GM вложила в научные разработки восемь миллиардов долларов. Это в 10 раз больше вложений в НИОКР всего российского крупного бизнеса», — констатирует он.

За последние годы GM, по его информации, успешно вывел на рынок десятки новых моделей, которые завоевали самые престижные награды и наращивают объемы продаж. «Один из самых ярких примеров — Chevrolet Cruze, седан C класса, включенный журналом Forbes в тройку автомобилей, которые выведут американский рынок из стагнации. Модель уже вошла в пятерку лидеров класса и на казахстанском рынке спустя считаные месяцы после начала сборки в республике. В начале 2010 года Cruze возглавил рейтинги продаж компактных седанов в Европе, — рассказывает Ержан Мандиев. — В Китае Chevrolet с начала года продали свыше 90 тысяч Cruze. Седан также успешно продается на рынках России, части Южной Америки, Индии и других стран. Второй год он удерживает первое место по объемам продаж иномарок в России».

В 2011 году, по информации главы «АЗИЯ АВТО», Chevrolet презентует целую плеяду новинок: Orlando, совершенно новый семейный мини-вэн, купе и кабриолет Camaro, новый Aveo, хэтчбек Cruze, а также обновленный кроссовер Chevrolet Captiva. Наконец, в русле растущего спроса на экологичный транспорт буквально на днях открылись продажи электромобиля Chevrolet Volt. Одновременно GM приступает к разработке следующего поколения этой модели.

По словам Ержана Мандиева, GM — одна из немногих компаний, имя которой является синонимом мирового автопрома. «В истории GM, разумеется, были и взлеты, и падения, но исторических достижений у компании гораздо больше, чем неудач. В том числе достижений последних кризисных лет. В конце концов, GM — производитель, который пережил Великую депрессию, Вторую мировую войну и по-прежнему остается лидером по продажам в США», — заключает г-н Мандиев.

Автомобилестроение — это практически единственная реальная промышленность оставшаяся еще в США, и ее будут поддерживать несмотря ни на что. Тем более что автомобили для Америки стратегический продукт и они никому не отдадут свой рынок (прогноз продаж на этот год — 11—12 млн легковых и грузовых машин), который по весу второй после Китая (17 млн легковых и грузовых машин). Даже несмотря на то, что практически никто в мире, кроме американцев, не ездит из-за их прожорливости и неудобства на пикапах, которые являются больше культурной особенностью янки, GM смог выйти в плюс.

Айжан Шалабаева

Эксперт



Материалы по теме:

Комментарии

Защита от автоматических сообщений