• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

В России может быть снова введен налог с продаж

02.07.2014

Правительство обсуждает, не предоставить ли регионам право вводить налог с продаж с максимальной ставкой 3%, сообщил министр финансов Антон Силуанов: в правительстве решение уже созрело. Идею активно поддерживает Кремль, признают федеральные чиновники.

По оценке Силуанова, такой налог принесет бюджету порядка 200 млрд руб. Поступления в следующие три года составят 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд руб., уточняет чиновник финансово-экономического блока правительства, эти деньги получат регионы, максимальная ставка составит не 3%, а 5%, а регионы смогут ее снижать. Налог с продаж со ставкой 5% дает 5-6% дополнительных доходов российским регионам, оценивает Карен Вартапетов из S&P.

Этот налог — помощь регионам: им пришлось исполнять инаугурационные указы президента, которые, по сути, были нефинансируемым мандатом федерального центра, объясняют чиновники. Исполнять эти указы пришлось в условиях снижения налога на прибыль, у регионов сильно выросли дефициты, объясняет Вартапетов, и они начали привлекать дорогие банковские кредиты. Недавно федеральный центр решил заменить их дешевыми бюджетными, запланировав на эти цели 230 млрд руб. в нынешнем году Но кредиты, дотации — это поддержка в ручном режиме, надо переходить к системным мерам, продолжает Вартапетов, например дать регионам возможность менять ставки налогов.

Налог будет введен в дополнение к НДС, который идет в федеральный бюджет, знают два федеральных чиновника. В теории — правильная идея, считает один из них, но из развитых стран оба налога взимает лишь Канада, а в США и Европе — только один из этих налогов.

Минэкономразвития не поддерживает идею введения налога с продаж одновременно с НДС, заявил замминистра Сергей Беляков.

Ввести налог с продаж как альтернативу НДС будет сложно, указывает Александра Суслина из Экспертной группы: у налога низкая собираемость, чтобы он стал равноценной заменой НДС, ставку надо сделать запредельной. Этот налог приносил немного доходов, вспоминает Суслина: никакие пломбирования кассовых аппаратов не помогали, если продавцы не хотели платить. Чиновник финансово-экономического блока согласен: налог сложно будет администрировать.

С налогом просто мухлевать, констатирует Суслина, — в буквальном смысле продавать мимо кассы.

В 1990-е и 2000-е была совершенно другая ситуация, возражает федеральный чиновник, занимающийся региональной политикой: сейчас большая доля рынка приходится на крупные торговые сети, их контролировать проще.

Судя по прошлому опыту, налог сконцентрируется в крупных регионах — Москве, Петербурге, Московской области: собрать его можно только там, где есть крупные сети, говорит и Силуанов. Для указанных регионов исполнение указов стало наименьшей проблемой, указывает Вартапетов.

«Ларьки, рынки и все прочие скорее всего налогом с продаж не будут облагаться — они и так налоги не платят, в итоге они же и получат конкурентное преимущество, а пострадают добросовестные налогоплательщики», — заявил «Ведомостям» гендиректор крупнейшей российской розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий.

В итоге новый налог будет транслирован в конечные цены для потребителей, предупреждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. «Розничные цены вырастут на 3%», — оценивает Галицкий. «Крупные розничные сети работают в жесткой конкуренции, оперируют с минимальной маржей, их рентабельность составляет 1-3% — иного решения, кроме как перенести дополнительное налоговое бремя на розничную цену, нет», — объясняет президент группы «Дикси» Илья Якубсон.

Рентабельность чистой прибыли X5 Retail Group составила в 2013 г. 2,1%, «Дикси» — 1,7%, «О’кей» — 3,6%, «Магнита» — 6,14%. «Так что 3% — это существенная цифра», — резюмирует Карпов.

«В прошлый раз отмена 5%-ного налога с продаж сильно повлияла на цены, высвободившиеся средства мы инвестировали в их снижение», — вспоминает представитель «О’кей».

Повышение цен приведет к рискам ускорения инфляции, ожидает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. В относительном выражении нагрузку почувствуют больше всего малоимущие, предупреждает партнер юркомпании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: это, по сути, регрессивный налог, налог на бедных. Но власти можно понять, иронизирует он: если бы повысили НДФЛ, все бы заметили, а такой налог можно ввести очень незаметно.

В нынешней экономической ситуации не стоит увеличивать цены для потребителей, советует Галицкий. Дополнительная нагрузка может подорвать спрос, предупреждает Колупаева, но скорее всего полностью налог не удастся переложить на потребителей: при росте реальных располагаемых доходов всего на 0,2% за январь — май потребитель будет очень чувствителен к инфляции, заключает она.

dohodu_s_prodazh.png


Маргарита Папченкова
Наталья Ищенко
Vedomosti.ru





Комментарии

Защита от автоматических сообщений