Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

РЖД встала на путь экономии

13.09.2013

В 2013 г. РЖД сократит расходы на 105,7 млрд руб., следует из доклада компании вице-премьеру Игорю Шувалову (его копия есть у «Ведомостей»). В конце прошлого года совет директоров утвердил программу сокращения расходов на 23,9 млрд руб., но Минэкономразвития ухудшило прогноз социально-экономического развития. Поэтому решено дополнительно оптимизировать расходы еще на 81,8 млрд руб., объясняет представитель РЖД.

Осенью прошлого года президент РЖД Владимир Якунин заявил о намерении компании сократить издержки на 240 млрд руб. в течение трех лет. В августе Якунин докладывал президенту Путину о сэкономленных 80 млрд руб.

Минэкономразвития требовало от РЖД сокращать издержки в том числе за счет оптимизации численности штата монополии. При этом министерство рекомендовало увеличить производительность труда в 2013 г. на 4%, а затем — по 5% в год. Но РЖД персонал в этом году не сокращала, говорит ее представитель.

РЖД оптимизировала расходы за счет замены старого оборудования на новое — высокопроизводительное, оптимизации производственных и управленческих процессов, передачи части работ на аутсорсинг (это дало монополии экономию в 10 млрд руб.). Снижение закупочных цен и потребления расходных материалов, а также топлива и электроэнергии дало уменьшение расходов на 15 млрд руб., следует из доклада Шувалову.

РЖД не только оптимизировала расходы, но и нашла дополнительные источники доходов: дивиденды «дочек» принесли 18,2 млрд руб., рост эффекта от продажи «дочек» принес дополнительно 1,1 млрд руб. Общий объем дополнительных доходов — 35,9 млрд руб.

В последний раз железнодорожной монополии приходилось сокращать расходы только в кризисном 2009 г. — на 3,4% до 999 млрд руб. В последние три года расходы РЖД только увеличивались. В 2010 г. — на 0,1% до 1 трлн руб., в 2011 г. — на 18% до 1,21 трлн руб., в 2012 г. — на 6,8% до 1,29 трлн руб.

Удастся ли РЖД по итогам года остаться прибыльной за счет сокращения бюджета, представитель компании не говорит. Апрельский прогноз предполагал снижение чистой прибыли за 2013 г. почти в 30 раз до 500 млн руб., выручки — на 23% до 1 трлн руб., EBITDA — на 18% до 261 млрд руб. И это при условии, что грузооборот и погрузка останутся на уровне прошлого года. Однако уже в мае руководитель Центра фирменного транспортного обслуживания (структура РЖД) Елена Кунаева объявила о падении погрузки по итогам 2013 г. на 2,4%.

Но в ближайшие три года РЖД ждет убытков, говорится в докладе Шувалову. В 2014 г. потери составят 76 млрд руб. (ранее РЖД рассчитывала на прибыль в 11,3 млрд руб.), в 2015 г. — 90,1 млрд руб. (прибыль в 19,5 млрд руб.), в 2016 г. — 66,7 млрд руб. При этом финансовый план монополии рассчитан исходя из индексации тарифов на уровне 5%, говорится в материалах монополии.

Но финплан на 2014-2016 гг. будет пересмотрен — из-за отказа правительства от индексации тарифов естественных монополий в 2014 г., говорит представитель РЖД. Вчера президент Владимир Путин согласился в 2014 г. не повышать тарифы на услуги естественных монополий. Топ-менеджеры РЖД направляли письмо в правительство, в котором сообщали, что в случае сдерживания роста тарифов в 2014 г. компания получит убыток в 60,1 млрд руб., а общее снижение доходов составит 80 млрд руб.

У РЖД есть резервы для оптимизации расходов и на 2014 г., если монополия в этом году сумела сэкономить 105 млрд руб., полагает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Сдерживание роста тарифов простимулирует монополии улучшать эффективность, следует из отчета аналитиков «ВТБ капитала». С ними согласен и Юминов. Если РЖД смогла сэкономить в этом году 105 млрд руб., то и в следующем году у компании есть резервы для оптимизации затрат, отмечает он.

Милана Челпанова
Vedomosti.ru

Комментарии