Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

X5 все больше отстает от «Магнита»

12.07.2013

X5 Retail Group по результатам первого полугодия не удалось вернуть себе титул крупнейшего по выручке российского ритейлера. Чистая розничная выручка компании за два квартала составила 259,4 млрд руб., отчиталась компания. Чистая выручка «Магнита» за первое полугодие, по предварительным данным, — 272,8 млрд руб., сообщил ритейлер днем раньше. «Магниту» удалось увеличить отрыв от главного конкурента благодаря более высоким темпам роста продаж: они увеличились на 31,5% за полугодие, тогда как у X5 — только на 7,9%. Впервые «Магнит» обошел X5 по выручке по результатам I квартала этого года. Тогда выручка «Магнита» выросла на 30,44% до 131,2 млрд руб., а X5 отчиталась о росте только на 8,1% до 126,3 млрд руб. Представитель «Магнита» Олег Гончаров тогда говорил, что компания планирует закрепиться на первой позиции.

X5 открывает меньше новых магазинов — 229 за полугодие, в то время как «Магнит» — 532. Но и в «зрелых», работающих больше года, торговых точках Х5 продажи не растут: сумма средней покупки за полугодие увеличилась на 3,2% благодаря инфляции, но количество покупателей снизилось на 3,1%, и в результате рост продаж был нулевым, отчиталась компания. По сравнению с началом года ситуация с трафиком даже усугубилась: если в I квартале магазины Х5 потеряли 2,1% покупателей, то во втором — уже 4%. Быстрее всего покупатели мигрируют из главного формата Х5, генерирующего основную выручку, — из «Пятерочек» (мягкие дискаунтеры). Число покупателей в них во II квартале было на 5% меньше, чем год назад, в I квартале — на 3,3% меньше. В то же время конкурирующий «Магнит» нарастил продажи по сопоставимым магазинам на 5,3% за полугодие, потеряв 0,4% покупателей. Во II квартале оттока покупателей не было, отчитался «Магнит». X5 объяснила снижение трафика «усилением конкуренции в регионах, возрастом магазинов и низкими уровнями обслуживания».

«Отток покупателей — основная беда Х5 начиная с III квартала 2011 г.», — напоминает аналитик инвестиционной компании «Грандис капитал» Ксения Аношина. Она объясняет это «кризисом управления в компании» из-за частой смены топ-менеджмента. «Складывается впечатление, что руководство, не успевая вникнуть в детали управления крупной компанией, получает отставку. Например, одно из последних кадровых изменений коснулось дискаунтеров [в январе 2013 г. ушел Френк Мрос, проработавший в компании меньше года, в мае на его должность назначена Ольга Наумова]. В результате “Пятерочки”, один из самых стойких к оттоку покупателей формат Х5, получают самый мощный отток клиентов», — объясняет Аношина.

Х5 пытается вернуть клиентов, обновляя магазины и ассортимент: ремонтирует, меняет освещение и торговое оборудование, проводит рестайлинг, создает новые сервисы для покупателей, совершенствует систему мотивации персонала, управление товарными запасами и расширяет выбор свежих продуктов — овощей, молока и мяса, рассказывает представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. Преобразования, которые сейчас идут в компании и форматах, по словам Русанова, дают основания менеджменту думать, что во втором полугодии результаты могут быть лучше.

Компании придется расти вдвое быстрее, чем сейчас, наращивать продажи во втором полугодии (на 14%) для того, чтобы выполнить свой прогноз роста выручки по итогам года, отмечает аналитик UBS Сергей Осипов. Рост выручки Х5 в 2013 г. будет на уровне 11% при сохранении нынешней рентабельности по EBITDA (7,1% в 2012 г.), говорил в марте главный исполнительный директор Х5 Стефан Дюшарм. По итогам прошлого года менеджмент сети ожидал 15%-ного роста продаж, но вышло только 8,3%. «Х5 не удалось достичь первоначально запланированных показателей по выручке в 2012 г. — в основном из-за неэффективного реагирования на операционные проблемы», — признавала компания в годовом отчете.

Рост выручки на 14% — это умеренная динамика по меркам российских ритейлеров, но для Х5 она может стать труднодостижимой целью, считает аналитик «Открытия» Михаил Терентьев. Многогранная программа оздоровления бизнеса Х5 находится еще на очень ранней стадии реализации, а эффект может принести не так скоро, как ожидает рынок, и обойтись компании дороже, чем ожидалось, объясняет он.

Александра Крекнина
Vedomosti.ru


Комментарии