• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Ритейлеры предупреждают о риске дефицита продуктов

27.04.2018

Крупнейший ритейлер России – Х5, объединяющий сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», сообщил о неготовности 1,5 тыс. поставщиков работать в системе электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». При этом о неготовности говорят не только региональные, но и крупные федеральные поставщики. О схожих проблемах сообщила и другая торговая сеть – «Магнит». При этом сама компания одной из первых завершила интеграцию федеральной государственной информационной системы еще в 2017 году.

С 1 июля 2018 года все производители животной продукции должны подключиться к системе «Меркурий», то есть оформлять в ней все ветеринарные сопроводительные документы. При этом мера будет распространена и на производителей готовых продуктов, а не только сырья. С помощью «Меркурия» Россельхознадзор намерен проследить путь продуктов от фермы до прилавка. И не только он: такая возможность появится и у представителей торговой розницы, и у конечных потребителей. Изначально этот переход планировался с 1 января, но в итоге власти сдвинули его на полгода.

Поскольку производители подготовиться не успели, продуктовые поставки с 1 июля в магазины могут быть сорваны, предупреждают торговые сети. Это, в свою очередь, приведет к дефициту.

«Большинство производителей действительно не зарегистрировались в системе "Меркурий"», – сообщил председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

Помимо «неготовых» производителей  на рынок продуктов питания в России влияют и «несогласные». Среди них – крупные транснациональные компании: Danone и PepsiCo. Они заявляют, что система не доработана, ее внедрение несет с собой риски для поставок продукции. При этом, по мнению профучастников рынка, ветеринарные риски в сегменте отсутствуют.

«Противники системы считают, что проблема фальсификата преувеличена, и во внедрении "Меркурия" в таком виде нет необходимости», – пояснил господин Карпов.

Конфликт транснациональных компаний с Россельхознадзором зашел слишком далеко, но результатов не принес ни одной из сторон. В Россельхознадзоре неумолимы: одна лишь маркировка проблем не решит, несмотря на все сложности, внедрять "Меркурий" необходимо.

В «Союзмолоко» подсчитали, что переход на использование электронных ветеринарных сертификатов для молочной продукции увеличит себестоимость на 3,7 руб/кг, или в среднем на 10%. И при этом проблема фальсификата все равно решена не будет. Ведь подделка может состоять не только из сырья животного происхождения, но и растительного.

В Ассоциации экспертов рынка ритейла согласились, что бизнесу придется понести серьезные затраты на внедрение «Меркурия». 

«Система преждевременна, абсолютно не подготовлена и не обоснована для работы на рынке», – отметил генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. По его словам, если крупные компании обладают необходимыми бюджетами, то малый и средний бизнес не настолько гибок и может пострадать от нововведений.

«Пример ЕГАИС показал, что введение такой системы было оправдано с точки зрения борьбы с контрафактом продукции, – отметил эксперт. – Когда подобное распространяется на новые рынки, возникает вопрос, зачем нужна система "Меркурий". Рынок не раз видел, как государство "шло на попятную", в том числе и под давлением бизнеса».

Господин Карпов сказал, что многолетнее внедрение ЕГАИС себя оправдало: механизм прослеживаемости алкогольной продукции, наконец, заработал. «При этом "Меркурий", который в конечном итоге упростит бизнесу жизнь, сократив временные затраты на бумажную волокиту, встречает сопротивление. Доля импорта на нашем продуктовом рынке существенна, пока мы не можем отказаться от западного сырья».

По его словам, сроки внедрения «Меркурия» зависят от результата нынешнего диалога бизнеса и власти. Учитывая ситуацию на валютном рынке, снижение курса рубля и риски, которые в связи с этим несут производители, этот диалог обещает быть непростым. Что касается возникновения дефицита продуктов этим летом, то, по мнению аналитиков, если риски срыва и существуют, то касаются они лишь 10% от всех поставок.

Узнать больше о нововведениях в отрасли вы сможете на Деловом завтраке для финансовых директоров агробизнеса, который пройдет 17 мая 2018 года в Москве.

Узнать больше о новостях ритейла вы сможете на Конференции «Риски и борьба с мошенничеством в ритейле», которая пройдет 4 октября 2018 года в Москве.

Источник: BusinessTsargradTv


Комментарии

Защита от автоматических сообщений