Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Минздрав запустит программу по обозначению полезных товаров

28.03.2018

До конца 2018 года в России стартует добровольная маркировка полезных продуктов питания. Правительство одобрило предложенную Минздравом концепцию коммуникационной кампании о размещении на товарах отличительных знаков, связанных с правилами здорового подхода к приему пищи. Об этом сообщили «Известиям» в Министерстве здравоохранения. Так, на продукции может появиться эмблема «Здоровое питание» — это один из рабочих вариантов маркировки. В Минсельхозе беспокоятся, что подобные меры могут ввести потребителей в заблуждение.

В Минздраве считают, что популяризация разумного питания и новые эмблемы на товарах могут способствовать снижению уровня ожирения в России (в 2015 году им страдали 1,31 млн россиян, в 2016-м — 1,39 млн). Поставщики уже до конца года смогут разместить на продуктах питания для ЗОЖ эмблему, сообщил источник в Минздраве. Один из рабочих вариантов — надпись «Здоровое питание».

«Коммуникационная кампания не подразумевает, что остальные продукты автоматически попадут в категорию „вредных“, — подчеркнули в пресс-службе Минздрава. — Обозначения для „вредных“ продуктов, нанесение красных значков на пищевую продукцию не предусмотрено».

Министерство здравоохранения поделило продукты на три группы в зависимости от содержания в товарах жиров, добавленного сахара и поваренной соли на 100 г продукта. В первой группе находятся свежие и замороженные фрукты, овощи и бобовые, свежие и замороженные мясо, птица, рыба и т. д. Они автоматически могут претендовать на эмблему Минздрава. Вторая группа — черный список, в котором перечислены товары, которые однозначно не попадают под определение полезных, — это шоколад, кондитерские изделия, энергетические батончики и десерты.

В третьей группе указаны продукты, которые могут как попасть под категорию «здоровых», так и нет. Это, например, сушеные фрукты и орехи, в которых содержание добавленного сахара и соли должно находиться на нулевом уровне. Пороговые значения этих компонентов также устанавливаются для соков, хлеба, сухих завтраков, переработанного мяса, птицы, рыбы, а также молочной продукции, творога и сыра.

Любой производитель товаров, отвечающих принципам ЗОЖ, может присоединиться к этой кампании по маркировке и нанести на упаковку визуальный элемент. Сейчас правительство проводит отбор фирм для участия в пилотном проекте. Вопрос о том, какая организация будет контролировать выдачу эмблемы для продуктов, еще не решен.

Ранее в Минсельхозе давали отрицательный отзыв на проект концепции. В нем было сказано, что «предлагаемые инициативы будут способствовать введению в заблуждение потребителей». Более того, такая ситуация грозит серьезными финансовыми рисками отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности. Также новые меры могут оказать негативное влияние на объем перерабатываемой сельскохозяйственной продукции и ее экспорт.

Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков считает, что инициатива Минздрава не доработана. Например, непонятно, кто именно будет относить тот или иной продукт к вредным или полезным и, главное, какую реальную пользу такая маркировка принесет потребителю.

«На данный момент российское законодательство предусматривает размещение на этикетке полной информации о составе продукта, его пищевой ценности, рекомендациях и ограничениях по его применению. Этого вполне достаточно», — сказал Дмитрий Востриков.

Эксперт отметил, что такая категория, как «полезность», достаточно индивидуальна. Даже среди профессионалов нет единого мнения о вредности или полезности того или иного продукта.

Специально для CFO Russia Андрея Бусыгин, топ-менеджер одной из крупнейших в России компаний, занимающейся производством продуктов питания, прокомментировал:

«Я отношусь положительно к маркировке полезных продуктов питания. Нововведение удобное: чем больше информации о продукте, тем потребителю лучше. К тому же, в целом на производство продуктов питания это никак не повлияет.

Хотелось бы единую маркировку упаковок, вот она точно должна быть. Сейчас запускается Федеральная программа „Меркурий“ по учету и контролю продукции для отслеживаемости перед контролем продукции. В законодательстве ни слова не сказано о том, что производители должны маркировать продукцию. Ни у кого нет стандартов, например, по партии производства, срокам годности и т. д., потому что в обороте продукции нужна автоматизация.

Приведет ли маркировка полезных продуктов питания к популяризации здорового образа жизни, зависит от того, как ее сделать. Если она будет удобна потребителю, например, с оплатой смартфоном, QR-кодом и др., что дает дополнительную информацию, то молодым потребителям это отчасти поможет в получении дополнительной информации. Многие производители уже внедряют такие нововведения. В нашей компании QR-коды на продукции уже присутствуют. Сосканировав QR-код, можно получить всю справочную информацию о продукте: как он производится, что он из себя представляет и т. д. Если маркировка будет на законодательном уровне, то информация о продуктах будет стандартизирована».

Источник: Известия


Комментарии