Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

РБК может получить нового владельца и радикально изменить редакционную политику

14.04.2017

Возможная продажа РБК, совпавшая с завершением полномочий Татьяны Лысовой в качестве главного редактора «Ведомостей», завершает историю зачистки российского медиарынка.

Последние крупные независимые редакции в стране прекращают свое существование, и отныне никакого рынка больше не существует. Речь можно вести в лучшем случае о медиаархипелаге — разрозненных проектах, которые и дальше будут стараться заниматься профессиональной журналистикой, а не пропагандой. Но этих сил явно недостаточно для того, чтобы снабжать и общество, и власти качественной информацией.

Россия входит в президентскую кампанию, уличную мобилизацию оппозиции и эпоху тяжелых экономических реформ ослепленной. Вместо того чтобы обсуждать проблемы, приказано испытывать лояльность.

В декабре прошлого года арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Роснефти к медиахолдингу РБК, снизив, правда, сумму компенсации примерно в 8 тысяч раз — с 3,1 млрд до 390 тысяч рублей. Сечину тогда не дали разгромить врага в ходе прямой атаки, но было понятно, что на этом история не кончится. Давление на собственника холдинга Михаила Прохорова продолжалось, и сохранение РБК как экономического актива означало лишь то, что начинается его предпродажная подготовка. Если уничтожить экономически РБК не получилось, если даже после разгона коллектива журналистов-расследователей во главе с Елизаветой Осетинской медиахолдинг представляет собой проблему, то оставалось только задушить его в объятиях. Частный медиабизнес должен быть зачищен в рамках частной сделки — одного независимого бизнесмена с другим.

Как утверждают сразу несколько источников, на роль частного инвестора, от предложения которого Прохоров не сможет отказаться, выбран Григорий Березкин — глава группы ЕСН, уже владевший крупными медиаактивами — в частности, издательским домом «Комсомольская правда» и газетой «Метро». Сумма сделки может составить около 50 млн долларов, что для структуры масштаба РБК ничтожно мало, ценообразование здесь продиктовано не рыночными, но политическими соображениями. Если РБК будет продан за такие деньги, это будет выглядеть как наказание Прохорова за игру в независимую редакционную политику холдинга в предыдущие годы. Напомним, ключевой проблемой для издания стало «пересечение двойной сплошной» — такой термин был предложен новым руководством РБК летом 2016 года на встрече с коллективом. Под пересечением понимались расследования в отношении приближенных Путина и предполагаемых членов его семьи.

Медиабизнес Березкина, по данным «Ведомостей», сейчас находится в управлении «Балтийской медиа группы», которая еще десять лет назад ассоциировалась с интересами Юрия Ковальчука. Так что РБК, возможно, начинает дрейф в сторону последних «старых друзей» в окружении президента Путина. После того как многие члены кооператива «Озеро» в последние годы отдалились от президента, Ковальчуки продолжают пользоваться его доверием.

В качестве потенциального руководителя РБК при новом владельце называется Алексей Абакумов, замдиректора группы «Румедиа», управляющей, в частности, радиостанцией Business FM. В активе Абакумова должности заместителя директора принадлежащего Ковальчуку РЕН ТВ и директора «Радио России» в составе ВГТРК. Опыт того же РЕН ТВ показывает, что новые владельцы не рискуют сразу менять редакционную политику, поскольку «оппозиционность» рассматривается поначалу как ключевое конкурентное преимущество медиа.

Но со временем проблема удержания старой аудитории уходит на второй план, на первом оказывается лояльность. Да и времена теперь другие: возможно, РБК в самое ближайшее время будет переформатирован под новые задачи, стоящие перед «ответственными» и «патриотическими» СМИ в контексте президентских выборов.

Источник: НОВАЯ ГАЗЕТА

Наши конференции:


Комментарии