Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

ЦБ вынудил Qiwi закрыть около 25% терминалов

29.10.2015

Борьба Центробанка с обналичиванием денег через терминалы систем моментальных платежей привела к резкому сокращению крупнейшей в России сети пунктов оплаты Qiwi. Как стало известно, компания лишилась примерно 30 тыс. терминалов, что составляет около 25% от их общего количества. Это может привести к падению оборота Qiwi на 10–15%, или на 65–95 млрд руб., оценивают аналитики.

О существенном сокращении сети пунктов оплаты Qiwi рассказал источник, знакомый с бизнесом этой компании.

«За сентябрь количество терминалов Qiwi сократилось с 127 тыс. до 97 тыс., то есть почти на 25%»,- утверждает он.

О том, что число терминалов Qiwi снизилось на 30 тыс. штук, сообщает «Коммерсант», ссылаясь на источник, знакомый с менеджерами платежной системы. Основная причина сокращения сети терминалов, подключенных к Qiwi,- следствие борьбы Центробанка с обналичиванием денег. Представитель Qiwi Константин Кольцов уже после сдачи номера в печать заявил, что сеть терминалов сократилась на 20%, не уточняя абсолютных показателей. Он отказался комментировать, как это повлияет на финансовые результаты Qiwi.

Как уже сообщалось ранее, летом Центробанк принял жесткие меры по борьбе с обналичиванием. В июне ЦБ провел встречу с операторами крупнейших систем моментальных платежей Qiwi, Comepay, «Рапида», «Киберплат», Contact, «Мобил Элемент» и др. От компаний потребовали усилить надзор за своими контрагентами, которые принимают платежи от населения. В частности, к сентябрю агенты должны были перечислять на спецсчета, доступ к которым есть и у ЦБ, до 60% получаемых денег, а к концу 2015 года ЦБ потребовал перевести на спецсчета 100% средств. 13 августа в офисах Qiwi и Compay сотрудники ФСБ провели обыски. Как рассказывали в Qiwi, предметом интереса ФСБ были контрагенты, которые подозревались в незаконных финансовых операциях. После этого Qiwi потребовала от своих агентов перевести к сентябрю на спецсчета 100% наличных из терминалов.

Источник газеты «Коммерсант» в крупной платежной системе в августе прогнозировал, что в результате перевода денег на спецсчета на рынке может сократиться до 50% всех пунктов оплаты. Этот сценарий вполне реалистичен, около 50% терминалов стали невыгодны, говорит человек, близкий к акционерам Qiwi. «Терминалы, которые отключились, это были дилеры, которые принимают платежи и сдают кэш. Их бизнес стал невыгодным, они не могут покрыть аренду»,- поясняет собеседник «Коммерсанта», знакомый с бизнесом Qiwi. Два агента платежной системы, продающие небольшие партии терминалов, подтвердили, что начиная с августа бизнес по приему платежей растерял значительную часть прибыли. «Теперь деньги нужно перечислять на спецсчета. И нам запрещено ставить нулевую комиссию»,- говорит один из бывших контрагентов Qiwi. Другой продавец терминалов Qiwi утверждает, что расстается с ними «из-за кризиса». «Люди мало платят»,- пояснил он.

23 сентября ЦБ объявил, что благодаря «работе с владельцами платежных систем» почти полностью прекратились операции с подозрением на обналичивание через терминалы. По словам директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрия Полупанова, на сентябрь в Qiwi инкассировалось 98% средств из терминалов на спецсчета, в Delta Pay — 99%.

Рынок терминалов за последние месяцы сократился более чем на 30%, заявила представитель «Евросети» Ульяна Смольская. По ее словам, у «Евросети» нет собственных терминалов, и ритейлер работает с платежными компаниями на условиях партнерства. «Там, где нам становится невыгодно вести совместный бизнес, мы выводим терминалы из салонов и переводим трафик на дополнительные кассы, так как вводить допкомиссию на терминальные платежи тоже не очень хочется. В общем и целом для терминального бизнеса последствия самые драматические»,- отмечает госпожа Смольская.

В 2014 году оборот Qiwi составил 645 млрд руб., выручка — 8,8 млрд руб., чистая прибыль — 3,5 млрд руб. По оценке аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, в случае сокращения терминальной сети Qiwi на 25% оборот компании может снизиться на 10–15%. Аналитик одного из крупных банков говорит, что «очистка» Qiwi от неблагонадежных контрагентов будет на пользу для компании. «Многие догадывались, что есть проблемные терминалы, теперь Qiwi избавится от этого риска»,- рассуждает источник.

Источник: Коммерсант

Наши конференции:


Комментарии