• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Ритейлеры и потребители не смогут оплатить поправки Яровой к закону о торговле

26.10.2015

Поправки Ирины Яровой к закону о торговле, направленные на удешевление «входа на полку», вызовут перераспределение 540 млрд руб. между торговцами и поставщиками, подсчитали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Снижение антимонопольного порога вызовет перетоки еще 26 млрд руб. между крупными и мелкими торговцами. Оплатить реформу не сможет ни ритейл, ни потребители — иначе вырастет инфляция. Жизнеспособным в ЦМАКПе видят только один сценарий такого передела — скоординированное снижение цен поставщиков.

ЦМАКП исследовал последствия вступления в силу поправок к закону о торговле, внесенных группой депутатов и сенаторов во главе с главой комитета по безопасности Госдумы Ириной Яровой,- проект запланирован ко второму чтению в октябре. Летом появлялась информация, что в него будет включена и норма о снижении антимонопольного порога для торговых сетей с 25% до 15% — о ней говорил тогда сенатор Сергей Лисовский, в презентации ЦМАКПа эта поправка обозначена как правительственная, но среди опубликованных ранее предложений Белого дома такого нет.

Законопроект, снижающий выплаты поставщиков торговым сетям и сроки оплаты поставленных товаров, принят в первом чтении в мае. Он ограничивает совокупный объем премий 3% — сейчас сети могут взимать премию до 10% стоимости поставки за объем закупки (ретробонус), поставщики говорят о 30–50% (за счет различных маркетинговых и рекламных контрактов, в том числе «навязанных»). Также проект фиксирует сокращение отсрочки по оплате поставленных товаров до 5–35 дней (сейчас — 10–45). «Крайне жесткий», по оценкам представителей розничной торговли, проект объясняли необходимостью поддержки импортозамещения упрощением доступа «на полку» отечественным производителям.

По оценке ЦМАКПа, принятие закона вызовет «перераспределение 530–540 млрд руб.« — суммы, более чем вдвое превышающей прибыль и почти втрое — инвестиции ритейла в основной капитал. Перекладывание стоимости нового госрегулирования на потребителей невозможно по социальным причинам: это дало бы ускорение инфляции (на 2,6%, в том числе продовольственной на 6,7%) и падение спроса (1,5–3,2% по разным группам товаров). Но и компании розничной торговли не смогут заплатить за изменение правил игры: это сделает их рентабельность отрицательной — минус 5,2% (сейчас — плюс 3,2%) и вчетверо увеличит число банкротств. Единственный способ реализовать проект, который аналитики называют «починкой часового механизма кувалдой»,- обменять перезаключение договоров поставки (оно будет стоить отрасли 10% прибыли) «на предоставление скидки к цене закупки». Однако этот вариант потребует уже от поставщиков выполнения недискриминационных правил ведения бизнеса (одинаковая скидка всем торговым сетям) — и поставит под риск банкротства наиболее активно инвестирующие компании, контролирующие 14% розницы.

Тем не менее, рассматривая такой сценарий как единственно возможный, в ЦМАКПе отмечают: при его реализации выиграют несетевые форматы торговли и мелкие торговцы (рост рентабельности вдвое — с 4,9% до 10,1% у компаний с оборотом до 1 млн руб. и с 2,9% до 6,7% — у торговцев с оборотом 1–10 млрд руб.). Федеральные (и в меньшей степени региональные) сети понесут максимальные потери (рентабельность сетей с оборотом более 1 млрд руб. упадет с 4,4% до 1,4%), снизится производительность труда, вырастут инфляционные риски.

Оценил ЦМАКП и последствия снижения антимонопольного порога с 25% до 15%. Сейчас превышение порога 15% есть у девяти торговых сетей в 12 регионах — под передел попадет 26 млрд руб. Потеряют от такого регулирования «Магнит», «О`Кей», и Х5 Retail Group (по 5 млрд руб.), «Мария РА» (4 млрд руб.), ТД «Евронорд» (2,8 млрд руб.), «Ашан» (2,5 млрд руб.) и «Дикси» (840 млн руб.), а приобретут — «Интерторг» (1,9 млрд руб.), «Лента» (1,8 млрд руб.), «Полушка» (0,9 млрд руб.) и METRO (0,8 млрд руб.), основной же выигрыш придется на мелкие компании (совокупно 16,4 млрд руб.), отмечают аналитики.

Более подробно ознакомиться с тенденциями развития ритейла в России вы сможете на форумеRetail CFO 2015, который состоится 26—27 ноября в Москве.

Источник: Коммерсант


Комментарии

Защита от автоматических сообщений